Urbos.ru

Стройка и ремонт
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему арматуру связывают а не сваривают?

Почему нельзя варить арматуру?

Строительство жилых и производственных помещений предполагает соблюдение ряда технологий, так как от этого зависит надежность и прочность здания. Для укрепления фундамента обязательно используется стальная арматура. И это не просто прихоть. Она делает конструкцию устойчивой к деформации, укрепляет каркас. Вот только ее устойчивость зависит от типа крепления элементов. Существует 2 типа соединения прутьев – сварка и вязка.

Многие эксперты уверены, что единственным и правильным вариантом является вязка, а сварка категорически запрещена. Как в действительности обстоит с этим дело и правда ли, что сварка – гибель для арматуры?

При армировании любых конструкций производится оценка прочности будущего каркаса. Иногда при небольшой площади не нецелесообразно обеспечивать надежное крепление. В таких ситуациях вполне уместно варить арматуру.

Также подходит этот способ для укрепления здания высотой до 4-х этажей, если диаметр прута достигает 3-5 см. Использование большого количества легирующих элементов тоже допускает применение дуговой сварки.

Качество швов после сварочных работ должно быть на высоком уровне. Готовая конструкция, выполненная грамотно, обладает повышенной прочностью, устойчивостью к ударам, она лишена дефектов и не допускает деформации фундамента.

Почему нельзя варить арматуру?

На это также есть ряд причин.

Главный недостаток такого метода соединения конструкции – большой риск прожигания металла, возникновение проблем с соединением элементов с маленьким сечением. Также для сварки арматуры требуется наличие источника питания и специальное оборудование, а это создает дополнительные трудности и значительно увеличивает стоимость работ с ней.

Почему сварку заменяют вязкой?

На месте стыка при сварке возникает сгорание металла, что негативно сказывается на его свойствах. Детали ослабевают и со временем могут подвергаться коррозии. Поэтому сварка не подходит в следующих случаях:

  • Использование материала не предназначенного для сварки. Например, низколегированная сталь.
  • Неустойчивый, непрочный грунт. Усадка фундамента в неустойчивых районах приводит к его разрушению и образованию трещин.
  • Строение высотой не более, чем в 3 этажа. Для бревенчатого сруба, легких стальных конструкций, каркасных домов используется именно метод вязки арматуры.
  • Предотвращение дополнительного напряжения в месте стыка.

Для соединения стержней небольших диаметров в каркасе используется стальная проволока. Безусловно, вязка арматуры – кропотливый и трудоемкий труд, занимает времени он гораздо больше, чем сварка. Каждое крепление требует использования отрезка проволоки длиной в 25 см, а сечение зависит от диаметра стержня.

Для связки арматуры достаточно использовать крючок, дрель с соответствующими насадками, вязальный пистолет, пассатижи – инструменты, которые есть у каждого хозяина в доме. Это является огромным преимуществом, ведь для сварки потребуется выложить немалую сумму. Что касается временных затрат, то вязка,

Вязать или варить арматуру для фундамента

Фундамент – важная и трудоемкая часть строительства дома. От правильной закладки основания зависит, как долго простоит здание. Сырость в нижней части дома, трещины в стенах – нарушение технологической схемы возведения фундамента. В нашей статье мы расскажем, почему в некоторых случаях арматуру вяжут, а не сваривают, и в каких ситуациях можно сварить арматуру для фундамента.

Для чего предназначена арматура в фундаменте

Получить хороший фундамент невозможно без использования арматуры. Основание дома из-за перепадов уличной температуры и других факторов подвергается деформации. Бетон плохо переносит нагрузки, связанные с растяжением. Избежать этого помогает армирование. Из железных и стеклопластиковых прутьев делается каркас вдоль всего фундамента.

Самой сильной нагрузке основа дома подвергается осенью и весной, при таянии снега. Больше всего подвержены воздействию влажности низко заглубленные фундаменты. Вода просачивается под основание, замерзает и способствует вспучиванию бетона. Правильно изготовленный железный каркас увеличивает прочность фундамента.

Способы армирования фундамента

При установке каркаса применяют два метода соединения прутков:

  • с использованием сварки;
  • с применением технологии вязки арматуры проволокой.

При любом методе армирования делается каркас, состоящий из поперечной и продольной арматуры. Поперечное усиление ставится через равные промежутки и соединяется с продольными стержнями. В идеале получается каркас, состоящий из равных прямоугольников. Поперечное усиление загибается с помощью специального устройства. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Итак, вы уже определились с техникой соединения. Рассмотрим каждый процесс более подробно.

Технология вязки арматуры

Способ достаточно надежный и простой. Вязка не требует специальных навыков, но для контроля работ лучше позвать специалиста. Перед началом необходимо подготовить инструмент:

  1. Вязальный крючок или шуруповерт.
  2. Вязальную мягкую проволоку толщиной 1-2 мм. Для вязки можно использовать обожженную проволоку.
  3. Станок для загиба арматуры. Приспособление обычно является самодельным. На железную станину крепится поворотный рычаг с двумя неподвижными роликами. К этой же станине крепится кусок металлического уголка. Арматура устанавливается вдоль уголка, место сгиба пропускается между роликами. Поворот рычага позволяет без особых усилий согнуть стержень.

Следующий шаг – это подготовка. Длина прутка 6 метров. Нежелательно без надобности укорачивать стержни. Начинать сборку арматурной сетки лучше на самом коротком участке. Это позволит набить руку перед более сложными работами. Каркас лучше собирать с напарником на ровном прямом участке. Минимальное расстояние арматуры от края бетона — 50 мм, в этом случае она не будет подвергаться коррозии. Для вязки прутков их соединяют между собой с нахлестом в 20-30 см. Проволока вяжется двумя способами:

  • С помощью вязального крючка.
  • С помощью насадки на шуруповерт. В качестве насадки используют мебельный шестигранник. Важно не перетянуть проволоку.

Особое внимание следует уделить углам. В фундаменте нельзя допускать, чтобы концы арматуры стыковались на углах. Избежать этого нам поможет приспособление для изгиба стержней. Существует несколько способов вязки арматуры на углах:

  • Лапкой. При этом способе пруток вдоль внешней опалубки переходит на углу на внутреннюю стену опалубки.
  • С использованием Г-образной вставки. Дополнительно каждый угол усиливают Г-образной арматурой.
  • С использованием П-образной вставки. Дополнительно каждый угол усиливают П-образной арматурой.

Категорически запрещается сгибать прутки, делая небольшой надрез с помощью болгарки. Пострадает прочность каркаса и как следствие надежность железобетона.

Технология сварки арматуры

При таком способе получается цельнометаллический неразборный каркас. Перед работой рекомендуется зачистить рифленую поверхность стержней для лучшего контакта. На сварку арматуры для фундамента влияют:

  • Мастерство сварщика.
  • Мощность сварочного аппарата и качество электродов.
  • Диаметр и марка арматуры. Не рекомендуется варить прутки меньше 15 мм, так как металл при нагревании теряет часть свойств.

Различают следующие виды сварки:

  1. Контактная сварка. В свою очередь этот вид делится на точечную и стыковую контактную сварку. При точечном методе прутки зажимают между электродами сварочного аппарата. Металл накаляется и под действием внешней силы стержни соединяются. Стыковой сваркой соединяются куски арматуры для увеличения длины.
  2. Дуговая сварка. Этот вид работ применяется довольно часто. При выполнении работ важно не перегреть металл. Металл сваривают между собой внахлест или используют кусок арматуры в качестве накладки.

Перед началом работы отрезаем стальные стержни согласно размерам технологической схемы. Собираем плоский арматурный каркас и слегка прихватываем его сваркой или связываем. Устанавливаем плоский каркас в яму под фундамент. На помощь придет простое приспособление – пластиковые держатели для арматуры. Поперечные стержни привариваем на равном расстоянии. Получается прочный трехмерный каркас.

Вязка или сварка

При возведении фундамента первый раз у новичков возникает вопрос: какому методу отдать предпочтение? Различают следующие факторы, которые влияют на выбор технологии вязки или сварки:

  • Технические. При строительстве высотных зданий предпочитают способ сварки. Здесь важна скорость работы и опыт сварщика. Основание под бани, сараи, частные дома строят с применением технологии вязки.
  • Природные. На подвижных грунтах применяют только метод вязки.
  • Толщина и марка стали. Не каждый стальной стержень подойдет для сварки. Для процесса используется специальная сталь, обозначенная буквой «С». Не рекомендуется варить прутки меньше 15 мм в диаметре.
  • Человеческий фактор. Если сомневаетесь в мастерстве сварщика или на участке отсутствует электричество, используйте вязку.

При любом способе необходим опытный напарник. Освоить вязку достаточно просто. Как видно из нашей статьи, данный способ оптимальный для малоэтажного строительства.

Варить или вязать?

Собрались залить фундамент и задумались над сооружением арматурного каркаса? Опытный строитель скажет, что качественный каркас позволяет залить прочное и долговечное основание. Бетон прочен на сжатие, но вот на излом хрупок. Поэтому надо использовать арматуру. Осталось только ответить на вопрос: как соединить пруты между собой – сварить их или связать?

Арматура, чем тебя крепить?

На первый взгляд, что может быть надежнее сварочного шва? Но полностью сваренный каркас не так уж и прочен – при заливке бетона и вибрации он может треснуть, что скажется на качестве фундамента. Связанные соединения более подвижны, что позволяет им выдерживать нагрузки при заливке. К тому же такой каркас обойдется дешевле. Необходимо лишь соблюдать технологию вязки и использовать качественную вязальную проволоку.

Связать узел нам поможет специальный инструмент – крючок для вязки арматуры. Его можно приобрести в магазине или соорудить самому.

Как, собственно, затянуть узел? Вот наглядный пошаговый пример:

Конечно, вы можете попробовать взять в руки пассатижи, но поверьте, крючок более удобен для этой работы. Только не переусердствуйте при затяжке, иначе проволока может лопнуть.

Давайте разберемся, что же такое проволока?

Проволока — это металлическая нить. И состав, и форма сечения проволоки может сильно различаться, в зависимости от того, где она применяется. Обычно её изготавливают путём протяжки (волочения) заготовки через последовательно уменьшаемые отверстия, либо путем непрерывного литья и проката.

Вязальная проволока производится из низкоуглеродистой стали, а качество, тип, упаковка и хранение регламентируется ГОСТ 3282-74. Она имеет широкий спектр применения и встречается, практически, на каждом шагу. В хозяйстве ее используют для изготовления пружин, сеток. Всем известная сетка-рабица делается из вязальной проволоки диаметром 5 — 6 мм. Более тонкие провода применяются в производстве штукатурных сеток. И даже колючую проволоку для заборов и ограждений делают из этой проволоки.

Читать еще:  Как сделать крючок для вязания арматуры?

Выбираем вязальную проволоку

Проволока может быть разного диаметра, прошедшая термообработку и необожженная, с цинковым покрытием и без него, с нормальной точностью изготовления или с повышенной. Не стоит пугаться такого разнообразия — в магазине на вашу просьбу дать вязальную проволоку для арматуры, обязательно подберут то, что нужно.

Для армирования рекомендуют использовать отожженную проволоку. Она гибкая, прочная и устойчива к внешним воздействиям. Узлы из нее сделать проще, и соединение получится крепким. Метод обжига на технические свойства не влияет, но чтобы руки при работе с проволокой черного обжига остались чистые, придется использовать перчатки. Проволока светлого обжига не пачкается, так как процесс термообработки проходит без участия кислорода, но ее стоимость при этом возрастает.

Если имеются особые требования к сроку службы железобетонной конструкции, используйте оцинкованную проволоку, она имеет повышенную коррозийную устойчивость. К тому же, по отзывам на форумах, она еще и удобна в работе.

Важно правильно подобрать диаметр проволоки и ориентир в этом – диаметр арматуры. Для малоэтажных домов используют арматуру 8-12 мм и обвязывают проволокой 1,2-1,4 мм. При выборе не стоит забывать, что чем больше диаметр проволоки, тем тяжелее с ней работать, но недостаточная толщина ухудшит крепежные свойства.

Теперь разберемся в маркировке

Термообработанная проволока обозначается буквой «О», при этом светлый обжиг – «С», темный – «Ч». Проволока с цинковым покрытием обозначается «1Ц» или «2Ц», где число — это класс плотности цинкового покрытия.

Теперь нужно рассчитать, сколько же проволоки потребуется. Самый простой способ вычисления такой – количество узлов умножаем на 0,5 и получаем требуемый метраж проволоки. Мы рекомендуем удвоить это количество, так как при вязке отрезки рвутся и теряются. После подсчета — переводим метры в килограммы. Это совсем несложно: посмотрите ниже таблицу соотношения массы и длины проволоки популярных диаметров.

Обычно проволоку поставляют в мотках или же намотанную на катушки. В мотке отрезок проволоки всегда один, а вот на катушке может быть до 3-х отрезков.

В интернет-магазине ООО «Первая Металлобаза» вы можете выбрать популярную в быту вязальную проволоку диаметром 1,2 мм (в бухтах от 50 до 300 кг).

Можно ли сваривать арматуру для фундамента?

Начиная строительство дома, мы надеемся, что он будет надежной защитой семейного очага. Для того чтобы ожидания оправдались, нужно приложить усилия в работе, грамотно подойти к решению множества вопросов, один из которых – можно ли сваривать арматуру для фундамента.

До сих пор не существует единого мнения, что лучше – варить или вязать каркас для фундамента. Если для зданий большой этажности, фундамент которых несет огромные нагрузки, сварная арматура – единственно верное решение, то при возведении одноэтажных построек мнения специалистов расходятся. Разберемся, какие достоинства и недостатки присущи сварке и вязке.

Усиление фундамента – для чего оно нужно?

Грамотно спроектированный и качественно выполненный фундамент – гарантия долговечности сооружения. Крепкое, не поддающееся разрушениям основание, предотвратит усадку, которая вызывает трещины и последующее разрушение конструкции. Поэтому усиление фундамента – вопрос серьезный, не допускающий поверхностного отношения. Повышение прочности фундамента достигается путем армирования конструкции металлической сеткой или прутьями определенного диаметра.

Арматуру для фундамента варить или вязать – это главный вопрос, о котором задумываются многие люди

Для малоэтажных построек чаще всего обустраивают ленточный фундамент. Можно сэкономить денежные средства и произвести заливку фундамента обычным бетонным составом без дополнительного усиления. Вероятнее всего, через некоторое время в фундаменте появятся трещины, деформации. Для предотвращения нежелательных последствий проведите работы по армированию стальным каркасом, который:

  • Повысит прочность.
  • Равномерно распределит нагрузки.
  • Компенсирует реакции грунта при замерзании.
  • Увеличит срок службы конструкции.

Арматура в бетоне предохранит фундамент от растрескивания и разрушения.

Способы соединения армирующих элементов

Существуют различные методы увеличения прочностных характеристик фундамента. Частные застройщики используют любой подручный материал (отходы металла, битое стекло и пр.). Для дачных домиков это приемлемый вариант. Но для возведения надежного дома, даже одноэтажного, воспользуйтесь проверенными технологиями усиления металлической сеткой или прутками. Если ваш выбор остановился на сетке, то требуется только правильно раскроить ее и установить должным образом в подготовленные траншеи. Использование металлических элементов подразумевает создание из них единой конструкции, так называемого каркаса.

Вязать арматуру стоит в тех случаях, когда необходимо получить хороший фундамент на сложном грунте

Добиться этого можно двумя способами:

  • связать, используя для соединения гибкую проволоку;
  • применить сварку, фиксирующую элементы конструкции.

Оба варианта имеют сильные и слабые стороны. Проведем сравнительный анализ каждого из них.

Технология вязки арматуры

Есть несколько способов вязки арматуры для фундамента специальной проволокой. Проводится эта работа непосредственно на объекте. Можно воспользоваться услугами специализированных мастерских, где работу выполнят качественно и в оговоренные сроки. Есть небольшой минус такой услуги. Вам придется найти транспорт для перевозки крупногабаритной конструкции. В условиях малых населенных пунктов это сложно и дорого. Поэтому советуем самостоятельно освоить процесс вязки элементов каркаса:

  • Определитесь с количеством точек соединения.
  • Отрежьте соответствующее количество кусочков стальной проволоки длиной 20 см. Диаметр соответствует 1,2-1,4 мм.
  • Сложите отрезанный кусочек пополам.
  • Подведите полученную петлю к месту соединения элементов.
  • Воспользуйтесь вязальным крючком. Его можно изготовить самостоятельно либо приобрести в магазине. Введите рабочую часть в петлю.
  • Захватите свободные концы и протяните их через отверстие. Место соединения стержней должно охватываться проволокой.
  • Затяните с максимальным усилием и, провернув крючок несколько раз, обеспечьте плотное соединение деталей конструкции каркаса.

Вязка арматуры осуществляется с помощью специальной проволоки, которая соединяет прутки по углам конструкции

Вязка при помощи вязального крючка относится к самым дешевым, но трудоемким методам соединения арматурных элементов. Здесь не используется дорогостоящий строительный инструмент, работы проводятся силами одного или двух рабочих. Желая ускорить и облегчить работу, можно приобрести:

  • автоматический пистолет для вязки. С его помощью скорость соединения значительно возрастет, но обращение с ним требует определенных навыков;
  • вращательный электроинструмент, типа дрели или шуруповерта со специальной насадкой, приобрести которую можно в специализированных магазинах.

К достоинствам автоматизированных приспособлений относится повышение производительности, возможность соединения элементов конструкции в труднодоступных местах каркаса, значительное снижение физических затрат.

Организация работ

Приступая к работам по созданию армированного каркаса методом вязки, заблаговременно приобретите необходимые инструменты и материалы. Придерживаясь несложных рекомендаций, вы быстро освоите технику соединения и сможете качественно выполнить поставленные задачи:

  • Расположите нижний ряд горизонтальных элементов конструкции на небольшом расстоянии от поверхности грунта – 4/6 см. Для обеспечения требуемого зазора подойдут деревянные или пластиковые подкладки. Их задача – не допустить соприкосновения каркаса с почвой.
  • Установите вертикальные элементы на фиксированном расстоянии друг от друга. Соблюдайте равномерность шага. Обеспечьте неподвижность прутков с помощью фиксирующих приспособлений. Оградите металл от контакта с грунтом, неметаллическими подстаканниками. Важно выполнить это требование, чтобы избежать коррозии арматуры в дальнейшем.

Сам процесс вязки отличается тем, что его можно производить как непосредственно на месте возведения здания, так и в специальном цеху

Технология сварки арматуры

Хотя сварка арматуры для фундамента более трудоемка, чем вязка, полностью отказаться от нее невозможно. На больших стройках при возведении многоэтажных домов нельзя обойтись без сварки. Фундаменты таких сооружений несут увеличенные нагрузки, поэтому и требования по прочности предъявляются соответствующие. Чтобы арматуру для фундамента варить, используют специальные марки изделий – А400С или А500С. Диаметр прутков находится в пределах 3-5 сантиметров. Для работ применяется контактная точечная сварка. Учитывая тот факт, что при перегреве металла происходят изменения структуры, вызывающие ослабление прочностных характеристик, желательно, чтобы сварка арматуры для фундамента проходила на специализированных предприятиях либо проводилась на стройплощадках квалифицированными сварщиками.

При сварке у арматуры снижается прочность и нарушается внутренняя структура

Изготовление сварных каркасов в промышленных условиях проводится в несколько этапов:

  • отделом технического контроля проводится проверка качества материалов, которые планируется использовать при изготовлении каркаса. Отбраковывается материал, не соответствующий требованиям стандартов и техническим условиям;
  • круглый прокат из стали Ст.0 или Ст.3, предварительно очищенный от ржавчины, грязи, подвергают правке, разметке, резке на заданную величину. Проводится зачистка элементов абразивным инструментом;
  • заготовки соединяются в плоскую конструкцию. Точечная сварка арматуры производится при диаметре заготовки до 26 миллиметров. При работе с арматурой увеличенного диаметра происходят деформации конструкции от сильного нагрева при сварке. Чтобы избежать искривлений, элементы слегка прихватывают;
  • с помощью специальных кондукторов, плоские элементы устанавливаются вертикально друг над другом на расчетном расстоянии. Кондукторы изготавливают с высокой степенью точности – отклонения от заданных параметров не превышают трех миллиметров;
  • производится предварительная связка элементов;
  • проверяется соответствие пространственной конструкции техническому проекту, корректируется вся сборка в целом, определяется необходимая длина сварочных швов. Во избежание деформаций элементов от перегрева четко определяется последовательность сварки соединений;
  • окончательно сваривают пространственную конструкцию.

Чаще всего этот метод используется в тех местах, где грунт имеет устойчивое положение, то есть он оседает не слишком сильно

При сварке непосредственно на строительной площадке порядок операций аналогичен. Единственное отличие – неудобство использования дуговой сварки. Поэтому, собирая каркасный модуль на объекте, применяется точечная сварка арматуры. Она мобильна, а в комплекте со специальными клещами можно выполнять работы даже в подвешенном состоянии, с поворотом на любой угол.

Какой метод соединения предпочесть?

Прежде, чем окончательно определиться – вязать или варить арматурный каркас, взвесьте все «за» и «против». Каждый метод соединения имеет положительные и отрицательные моменты. Выбрать оптимальное решение помогут рекомендации специалистов. При возведении многоэтажных зданий с увеличенной нагрузкой на основание – однозначно выбирается сварка. Диаметр стального прутка выбирается не менее 30 миллиметров. Почему арматуру увеличенного сечения следует предпочесть? Ответ: чтобы максимально сократить риск пережога, который приведет к ослаблению прочности соединения.

К недостаткам метода сварки, который ограничивает сферу применения, относится возникновение внутренних напряжений, повышающих вероятность образования трещин при заливке. Проблематично использование в сейсмически неустойчивых районах и на сложных грунтах, где процесс усадки происходит долгое время и может вызвать разрушение.

Но нельзя забывать о достоинствах сварки:Быстрота проведения работ, позволяющая значительно сократить сроки строительства.

  • Увеличенная жесткость готового модуля.
  • Получение прочного основания, способного выдерживать большие нагрузки.

При частных постройках лучше воспользоваться способом вязки, который:

  • отличается простотой и доступностью, даже для начинающих строительную карьеру;
  • снимает потребность в поиске сварочного аппарата и сварщика высокого разряда, способного выполнить работы без дефектов;
  • не образует в местах соединений дополнительных напряжений;
  • позволяет использовать для усиления более дешевую арматуру уменьшенного сечения.

К недостаткам можно отнести небольшую жесткость, что не особо актуально при возведении малоэтажных построек.

Подведем итоги

Не всегда просто сделать правильный выбор – вязать или варить арматурный каркас. Один вариант кажется более дешевым и простым, другой дороже, но прочнее. На чем остановиться? Советуем не спеша изучить рекомендации проверенных источников, посоветоваться со знающими людьми. Ведь самое главное – это не количество проблем и потраченных денег, а результат – надежный дом, создающий уют и оберегающий вашу семью от невзгод.

Методы сварки арматуры

Главное требование, которое предъявляется к бетонным конструкциям – это прочность и долговечность. Чтобы монолитная постройка не деформировалась в ходе усадки, в процессе заливки бетонного раствора, устанавливается специальный металлический каркас – производится армирование бетона. Для создания такого армопояса используются стальные пруты, которые связываются между собой проволокой или свариваются. Сварка арматуры считается наиболее надежным креплением, поэтому рассмотрим ее подробнее.

Виды сварки арматуры по ГОСТ

Согласно нормативу ГОСТ 14098-91 стыкование арматуры бывает:

  • электрошлаковым полуавтоматическим;
  • ванно-шовным;
  • электродуговым ручным;
  • контактным;
  • ванным.

При этом само сварное соединение может быть:

  • нахлесточным (при электродуговой ручной сварке);
  • стыковым;
  • тавровым (точечная контактная сварка, для которой используется один электрод в ванне).

Рассмотрим наиболее распространенные методы сварки арматуры подробнее.

Сварка внахлест

Такая технология чаще всего используется для элементов армокаркаса, которые не подвергаются повышенным нагрузкам. Это означает, что подобная сварка арматуры для фундамента не подойдет. Тоже самое касается и конструкций, испытывающих большие нагрузки на изгибах. Подобный тип соединения считается самым ненадежным и наименее прочным.

Принцип такого стыкования металлических стержней заключается в соединении прутков в продольной плоскости, при смещении их концов до 30 см друг на друга. Чем больше делается нахлест, тем большей прочностью будет обладать свариваемая конструкция.

Сварка арматуры внахлест выполняется с двух сторон соединения, что может вызвать неудобства, если один из сварочных швов будет находиться сверху, а другой снизу. В этом случае до нижнего шва бывает очень сложно добраться.

Полезно! Чтобы стержни лучше стыковались их концы необходимо зачистить с помощью железной щетки и обработать абразивными инструментами, чтобы стыкуемые поверхности были плоскими.

Сваривать каркасы арматуры нужно в определенном режиме, который будет зависеть от сечения металлических стержней. Допустим, вы используете изделия диаметром 5-8 мм. В этом случае для сварки необходимо использовать электроды с сечением 3 мм. Для стержней на 8-10 мм, потребуется расходник на 4 мм. Если диаметр прутков более 10 мм, то применять нужно электроды диаметром 5 мм.

Полезно! Электроды для сварки арматуры внахлест можно использовать любые, но чаще всего строители применяют расходники АНО и МР.

Также необходимо учесть силу тока, которая потребуется для стержней разного диаметра:

  • для стержней диметром 5 мм, потребуется 200 А;
  • 6 мм – не более 250 А;
  • 8 мм – 300 А;
  • 10 мм – 350 А;
  • 20 мм – 450 А.

Подробнее о нахлесточном соединении смотрите в видео:

Точечная контактная сварка

В этом случае процесс стыковки стрежней происходит в автоматизированном и механизированном режиме. Контактная сварка арматуры считается самой быстрой, за счет повышенной производительности. Однако, у этого метода есть два весомых недостатка:

  1. Варить стержни можно только в цеху, соответственно выполнять сварочные работы непосредственно на объекте невозможно.
  2. Сварочное оборудование отличается большой массой, а аппараты расходуют много электроэнергии.

Технология контактной сварки основывается на том, что ток хорошо проходит через металлические тела. В местах, где сопротивление повышенное (в точках стыкования стержней) происходит большее выделение тепловой энергии, за счет чего прутки плавятся и соединяются.

Существует два способа сварки контактного типа:

  1. непрерывное оплавление (применяется при использовании арматуры высшего класса А-1);
  2. оплавление с перерывами, при учете предварительного нагрева прутков (применяется для остальных классов арматуры).

Если армирующий каркас сваривается с непрерывным оплавлением, то для этого потребуется плотность тока от 10 до 50 А/мм 2 . В этом случае на сварку уйдет не более 20 секунд (в зависимости от сечения стальных прутьев).

Также необходимо учитывать удельное давление зажимов, которое также будет зависеть от сечения и класса стержней. Например, для арматуры высшего класса А-1 потребуется давление от 30 до 50 МПа, а для стержней А-2 необходимо будет увеличить этот показатель до 60-80 МПа.

Полезно! Перед использованием губок для сварки их нужно зачищать или менять, так как от этого будет зависеть качество проводимых работ.

Сваренные швы, произведенные контактным методом сварки необходимо проверять визуально. Если поученный стык напоминает приплюснутую конструкцию, оснащенную бортиками между двумя концами стержней, то работа была выполнена качественно. Если же на стыке образовалась бочкообразная конструкция, то подобное соединение не будет надежным.

Сварка встык

При желании, может быть выполнена сварка арматуры встык. В этом случае два конца стержней просто обвариваются и соединяются прямыми торцами. Однако, стоит учитывать, что такая стыковая сварка не будет отвечать всем необходимым требованиям ГОСТ, конструкция получится ненадежной и менее прочной. Именно поэтому для того чтобы осуществить соединение встык используется ванная сварка арматуры.

Особенности ванной сварки

Суть этой технологии заключается в оплавлении стальных стержней, которые погружаются в специальную форму из стального низкоуглеродистого материала – ванночку (можно изготовить самостоятельно или купить готовую матрицу). После этого концы прутков арматуры плавят электродами (с сечением 5-6 мм) при довольно сильном токе порядка 450-550 А. Когда оплавленный жидкий металл заполняет ванночку, происходит соединение арматурных стержней, которые превращаются в единый пруток, сечение которого будет зависеть от габаритов формы.

Полезно! Если сварка арматуры ванным способом выполняется при пониженных температурах, то мощность тока необходимо увеличить на 15%.

Подобная сварка подходит для колонн, фундамента и других конструкций, на которые будут приходиться большие нагрузки. Кроме этого, такой метод используется для:

  • крупных арматурных изделий (диаметр прутков 2-10 см);
  • армирования в виде решетки (когда каркас укладывается несколькими рядами);
  • стыковки фланцев, изготовленных из стальных полос наибольшего сечения;
  • соединения каркасов сложного типа.

Использование ванночки для сварки арматуры, позволяет стыковать стержни как горизонтальным, так и вертикальным методом. Благодаря этому значительно упрощается процедура создания швов, кантовка конструкции не требуется.

Как выглядит процесс сварки этого типа, наглядно показано на видео:

Рассмотрим подробнее ванный метод соединения армирующих элементов.

Технология ванной сварки

Чтобы самостоятельно произвести сварку, выполните следующие шаги:

  • Зачистите торцы стержней при помощи металлической щетки, до появления металлического блеска. Обработать необходимо не менее 3 см от краев.
  • Приварите два конца стержней к ванночке. Расстояние между торцами свариваемых изделий должно составлять не менее 1,5 сечения электродов. Если вы используете трехфазную дугу, то зазор можно увеличить до 2 диаметров расходников.
  • Начните плавить один конец прута, пока в ванночке не начнет образовываться расплавленный металл.
  • Переместите электрод на второй конец (другого прута) и расплавьте его таким же способом.
  • Попеременно расплавляйте концы арматуры, пока ванночка не заполнится так, чтобы жидкий металл полностью закрыл прутки. Как только это произойдет, необходимо начать медленно вращать электрод по кругу между обрабатываемыми стержнями. Это необходимо для равномерного прогрева расплавленного металла перед его остыванием. Если сталь будет остывать неравномерно, то на швах могут образоваться трещины, что значительно понизит прочностные характеристики армирующего каркаса.

Когда металл полностью остынет, можно произвести сварку уголка и прочих соединений (если это необходимо).

Таким методом выполняется сварка как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Полезно! Расстояние от стержней до стенок матрицы должно составлять порядка 1,5-2 см.

Стыкование этого типа выполняется при помощи инверторов (220 В), трансформаторов (380 В), полуавтоматов или автоматов.

Единственный недостаток такого способа сварки заключается в том, что выполнить всю процедуру, используя всего один электрод, не получится. Менять расходники нужно очень быстро – за 5 секунд необходимо удалить остатки отработанного электрода и установить новый.

Ванная сварка считается самой надежной и долговечной, так как обрабатываемые стержни образуют очень прочное соединение. Такой метод чаще всего используется для создания армопоясов для фундамента и других конструкций. Если же речь идет о более простых элементах, то достаточно выполнить стыкование внахлест.

Все о сварке

Время чтения: 9 минут

Арматура — металлические прутки, использующиеся в качестве основы для различных железобетонных сооружений. Используют арматуру в различных целях, но чаще всего в строительных. Домашние умельцы чаще всего сталкиваются с арматурой при устройстве ленточного или монолитного ж/б фундамента.

При устройстве ж/б фундаментов несколько прутков арматуры соединяются между собой для сохранения устойчивости при заливке бетона. Прутки можно соединять двумя способами: сваркой и связыванием с помощью металлической проволоки. Вокруг этой темы ходит множество мифов. Кто-то говорит, что лучше связывать, а не сваривать прутки. А кто-то утверждает обратное.

В этой статье мы подробно расскажем, почему арматуру связывают между собой, можно ли сварить арматурные прутки и как соединить арматуру для устройства железобетонного фундамента.

  • Общая информация
    • Способы соединения арматуры
  • Что выбрать: связку или сварку арматуры?
    • Выводы
  • Рекомендации по связке
  • Рекомендации по сварке
  • Вместо заключения

Общая информация

Фундамент — основа любого загородного дома. Чем лучше фундамент, тем дольше простоит сооружение без потери своих первоначальных свойств. Проще говоря, от качества фундамента зависит срок службы дома. И это важно понимать, если вы планируете строительство.

Выбор фундамента зависит от особенностей почвы и веса дома. При этом у каждого фундамента есть своя технология монтажа. И если игнорировать ее, то в лучшем случае получите трещины по стенам, а в худшем — произойдёт обрушение.

В большинстве случаев частные строители выбирают ленточные фундаменты, поскольку они не так дороги, как другие типы фундаментов, но выдерживают большой вес и отлично подходят для средней полосы. Однако, чтобы ленточный фундамент исправно выполнял свою функцию, его необходимо правильно армировать.

Для армирования используется арматура, которая соединяется в так называемые каркасы. Берется несколько прутков, соединяются вместе и укладываются в опалубку, а затем заливаются бетоном. Получается прочная надежная конструкция, которой не страшны движения грунта, а также постоянное замораживание и оттаивание.

Способы соединения арматуры

В фундаменте без армирования со временем появляются трещины и дефекты, а это приводит к появлению трещин на стенах дома либо к частичному разрушению стен. Эту проблему решает арматура, уложенная в опалубку. Предварительно она связывается, чтобы при заливке бетоном не сместиться в сторону.

Связка арматуры осуществляется с помощью специальной проволоки. Но помимо связки арматуру можно сварить. Для этого применяют технологию электросварки электродами (в домашних условиях) и контактную сварку (в промышленных условиях). При частном строительстве фундамента сваривают арматуру нечасто, и далее мы объясним почему.

Что выбрать: связку или сварку арматуры?

Можно ли сваривать арматуру для фундамента? Да, такой способ соединения вполне допустим. Но не всегда.

Вы наверняка не раз слышали, что большинство самостройщиков используют именно связку, а не сварку. Почему так происходит? Для начала давайте разберемся, какие достоинства и недостатки присущи каждому из методов соединения арматурных прутков.

Итак, сварка. Это быстрый и простой способ соединения арматуры. Получаемые арматурные каркасы отличаются повышенной жесткостью, а значит и фундамент будет выдерживать больше нагрузок.

С другой стороны, у нас есть метод связывания арматурного каркаса. Он хорош тем, что не требует дополнительного оборудования, электричества и расходных материалов (разве что только проволоку). К тому же, вы можете выполнить работу самостоятельно, даже если раньше никогда не вязали арматуру.

Теперь о недостатках. При связке арматурный каркас не настолько жесткий, как сваренный. Однако, после сварки велика вероятность ослабления сварных швов. И если в первом случае при малоэтажном строительстве пониженная жесткость не настолько критична, то в случае со сварными швами все более чем серьезно.

Из-за ослабления швов арматурный каркас может деформироваться, находясь в толще бетона. А это приводит к печальным последствиям. Вот почему нельзя сваривать арматуру для ж/б фундамента при частном домостроении. По своему усмотрению вы, конечно, можете использовать метод сварки при соединении арматуры, но мы не рекомендуем такое решение.

Перед тем, как сделать выбор в пользу того или иного метода, взвесьте все «за» и «против». Сделайте геологию почвы, узнайте о сейсмической активности в вашем регионе. Чем проблемнее почва, тем разумнее использовать именно связку. Ведь при использовании сварки целостность фундамента может быть нарушена.

Выводы

Если вы планируете частное строительство малоэтажного дома, необходимо использовать метод связки арматуры. Он оптимален для всех типов почвы, обеспечивает достаточную надежность конструкции и прост в исполнении. Работу можно выполнить своими руками, без привлечения дополнительных рабочих.

В случае, когда производится строительство многоэтажного дома или есть возможность соединения арматуры в промышленных условиях, можно использовать метод сварки. Он сэкономит время и обеспечит повышенную жесткость конструкции. В этом случае важно правильно сварить арматуру для фундаментов, избегая пережогов и других дефектов.

Читайте также: Как выполнить сварку арматуры своими руками

Далее мы расскажем, как правильно связывать и сварить арматуру между собой.

Рекомендации по связке

Перед тем, как приступить к работе, подготовьте материал и инструменты. Арматуру нужно предварительно нарезать, если в этом есть необходимость. Заранее определитесь с формой арматурного каркаса. Мы рекомендуем соединять прутки таким образом, чтобы на стыке они образовывали квадрат.

Если собираете каркас на улице, то это можно сделать прямо на земле. На одну сторону «квадрата» уйдет три арматуры. Возьмите три прутка и положите их параллельно друг другу. Предварительно положите под прутки пару кирпичей или досок, чтобы арматура не касалась почвы.

Расстояние между прутками должно быть от 4 до 6 см. Шаг должен быть постоянным, чтобы нагрузка распределялась равномерно. Т.е., если при сборке первой стороны каркаса вы сделали зазор 5 см между тремя прутками, значит соблюдайте его на протяжении всего времени.

Изготовьте хомуты из толстой проволоки. На картинке ниже показано расположение арматурных прутков и хомутов.

Теперь вы должны соединить прутки и хомуты. Для этого используется специальная тонкая проволока и крючок. Есть множество способов сделать узел. Один из них показан на картинке ниже. Вместо крючка можно использовать специальный пистолет, но тогда стоимость работ увеличится.

Для соединения арматуры используют одну петлю. Есть метод соединения с двумя петлями, но он используется редко, поскольку одной петли достаточно для обеспечения достаточной жесткости. Да и обучиться этому несложно. Посмотрите несколько роликов в интернете. Там подробно описывается и показывается процесс связывания арматуры.

Стандартный расход проволоки на один узел — около 20 см. У новичка будет уходить больше материала, но нужно стремиться именно к этому показателю, чтобы не переплачивать за проволоку.

Помните: чем качественнее связан каркас, тем лучше. Конечно, если у вас лопнет одна-две связки, фундамент сильно не пострадает. Важно, чтобы конструкция была жесткой при заливке бетоном. Но если таких огрехов будет много, то каркас станет подвижным, а это плохо. Следите, чтобы арматура была стянута с достаточным усилием.

Рекомендации по сварке

Сварка хоть и спорный метод соединения прутков, но он все-таки используется. Сварная арматура образовывает жесткий каркас, если соединить ее именно таким способом. И в этом ее главное преимущество.

Чтобы швы получились прочными, диаметр арматуры не должен превышать 25 мм. В противном случае металл не проварится и каркас может разорваться от нагрузки. Также учтите, что при нагреве арматура меняет свои свойства. Она становится менее прочной.

Именно поэтому в домашних условиях такой способ соединения арматуры не пользуется популярностью. Его можно выполнить качественно только в промышленных условиях под контролем специалистов.

Качество швов при сварке зависит от многих факторов. Поэтому для начала исходя из нормативной документации подбирают достойную арматуру и проводят контроль ее качества, чтобы убедиться, что исходный материал годен к выполнению работ. Некачественные прутки отправляют в брак и не используют.

Далее прутки очищают от коррозии и загрязнений, шлифуют и подготавливают к сварке, нарезая под заданный размер. Иногда на производство приходит уже нарезанная арматура, но поставщики редко оказывают такую услугу.

Дальнейшая работа выполняется, как и в случае с вязкой. Однако, нужно стыковать арматуру исходя из нагрузок. Здесь не получится использовать две-три арматуры на одну плоскость каркаса. Необходимо четко рассчитать количество материала.

После стыковки арматура сваривается, но с помощью прихваток. Это необходимо, чтобы соединить каркас для дальнейшей сварки. После этого выполняется непосредственно сварка. Зачастую с применением контактной технологии, но на мелких производствах могут использовать электроды.

Работа контролируется на всех этапах. Именно благодаря этому удается добиться швов, способных выдерживать серьезные нагрузки. Если на каком-либо этапе упустить ошибку, сваренный арматурный каркас не будет выполнять свои функции, что приведет к образованию трещин в стенах.

Эти рекомендации затрагивают тему промышленной сварки, но не домашней. А все потому, что мы не рекомендуем выполнять такую работу в домашних условиях. Вы не сможете обеспечить те же условия, то и на производстве. Лучше используйте метод связки.

Вместо заключения

Можно ли варить арматуры для фундамента? В принципе, да. Но мы не рекомендуем это делать. Во время сварки свойства арматуры ухудшаются, а значит ухудшаются и свойства готового фундамента. Вот почему нельзя варить арматуру при устройстве ж/б оснований.

Эта рекомендация относится к частному домостроению. Поэтому помните, что единого ответа на вопрос «Что лучше — вязать или варить арматуру для фундамента?» не существует. Все зависит от технологии и условий строительства. В промышленности нередко используют именно сваренную арматуру, поскольку можно правильно подготовить конструкцию с учетом всех особенностей.

В комментариях ниже вы можете поделиться своим опытом касаемо сварки или связки арматурных каркасов для ленточного фундамента. Ваши советы будут полезны для многих домашних умельцев. Желаем удачи!

Watch this video on YouTube

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты