Распалубка бетонных конструкций
Распалубка бетонных конструкций
Уход за бетоном заключается в создании необходимых условий для его нормального твердения: повышенной влажности, положительной температуры, а также предохранения его от ударов и сотрясений.
Для защиты от высыхания, что приводит к появлению трещин, свежеуложенный бетон покрывают слоем песка, шлака и периодически их увлажняют. Чем выше температура воздуха и сильнее ветер, чем чаще (до 3-4 раз в сутки) надо увлажнять покрытие, особенно в первые дни после бетонирования конструкции. Иногда бетон покрывают специальной эмульсией, которая образует паронепроницаемую пленку, препятствующую испарению воды.
Для сохранения влаги в свежеуложенном бетоне последний закрывают также полимерными пленками из полиэтилена, поливинилхлорида и др.
При температуре бетона ниже +10° его твердение замедляется, а ниже 0° — полностью прекращается, так как вода замерзает и не взаимодействует с цементом. Замерзший бетон при повышении температуры оттаивает, и процессы твердение возобновляются, однако его прочность будет ниже прочности бетона, твердеющего в нормальных условиях, и эта разница будет тем больше, чем раньше он начнет подвергаться замораживанию.
Поэтому бетонные и железобетонные конструкции, возводимые в зимних условиях, нужно защищать от замерзания до тех пор, пока бетон не достигнет 50% марочной прочности, достаточной для распалубки. Существуют различные способы для предохранения бетона от замерзания и поддержания положительной температуры при его твердении. Основные из них: термос, паропрогрев, электропрогрев и способ «холодного бетона».
Применяя первые три способа, составляющие бетонную смесь материалы (кроме цемента) подогревают. Воду для затворения можно греть до 80°, а заполнители — до 40°. Температура укладываемой бетонной смеси должна быть не ниже + 10°.
При способе термоса положительная температура в процессе твердения бетона поддерживается за счет экзотермии цемента и утепленной опалубки. Для этого применяют алитовый портландцемент или глиноземистый цемент, а деревянную опалубку покрывают теплоизоляционными материалами (опилками, шлаком, шевелином и др.).
При паропрогреве бетона опалубку делают двухслойной и в пространство между слоями пускают пар.
При способе электропрогрева через свежеуложенный бетон, который во влажном состоянии является хорошим электропроводником, пропускают переменный ток низкого напряжения (50-110 в). Одним электродом служит арматура железобетонной конструкции, а второй состоит из стальных пластинок, укладываемых на поверхность сооружения.
Существует еще метод обогрева бетона с помощью тепляков. Их устраивают из фанеры или брезента и обогревают в них воздух печами. Этот способ зимнего бетонирования применяется при низких температурах и малых объемах работ.
В настоящее время разработан способ «холодного бетона», который твердеет при температуре до -20°. Это достигается добавлением в бетонную смесь повышенного количества (от веса цемента до 7%) химических добавок хлористого кальция или хлористого натрия, которые понижают температуру замерзания воды, продлевая тем самым процесс взаимодействия последней с цементом. Способ «холодного бетона» не рекомендуется для бетонирования ответственных железобетонных конструкций (пролетных строений мостов, перекрытий больших пролетов), а также для конструкций, работающих в условиях попеременного увлажнения и высыхания, замораживания и оттаивания.
Глава X. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ
Уход за бетоном должен обеспечить:
температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные деформации;
условия, исключающие механические повреждения свежеуложенного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонированной конструкции.
Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строительными нормами и правилами.
При летней-температуре наружного воздуха, характерной для большинства западных, центральных и восточных регионов страны, более открытые поверхности бетона (например, плоскости перекрытия) защищают от прямого воздействия солнечных лучей и ветра рогожей, мокрыми опилками, полимерными пленками.
Бетон на портландцементе поливают в течение 7 сут, на глиноземистых цементах — в течение 3 сут и на прочих цементах — 14 сут.
При температуре воздуха выше 15°С бетон первые 3 сут поливают с интервалом в 3 ч. В последующие дни полив может быть сокращен до 3 раз в сутки.
Чтобы -исключить механические повреждения свежеуложенного бетона, запрещаются движение людей, установка лесов и опалубки до достижения бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Движение по забетонированным перекрытиям автотранспорта, бетоноукладчиков и других машин запрещается до достижения бетоном проектной прочности. Лишь в исключительных случаях, вызванных неотложной производственной необходимостью, может быть разрешено движение монтажных кранов по свежезабетонированному перекрытию. При этом должен быть, устроен прочный деревянныг настил.
Как только бетон достигнет прочности, при которой может быть обеспечена при распалубке сохранность поверхностей и граней конструкции, распалубливают боковые элементы опалубки.
Элементы опалубки, воспринимающие вес бетона, распалубливают при достижении бетоном прочности, % к проектной:
для плит и сводов пролетом до 8 м 50
для балок и прогонов пролетом до 8 м 70
для несущих конструкций пролетом свыше в м00
С сооружений, возводимых в сейсмических районах, несущую опалубку снимают в сроки, указанные в проекте.
Загружение всех конструкций полной расчетной нагрузкой допускается лишь после достижения бетоном проектной прочности.
При распалубках железобетонных конструкций необходимо плавно демонтировать опалубку, предварительно ослабляя клинья или винты под стойками и сохраняя для дальнейшего использования элементы инвентарной опалубки
Распалубку каркасных конструкций многоэтажных зданий ведут поэтажно, при этом стойки, находящиеся непосредственно под бетонируемым перекрытием, оставляют полностью, а стойки перекрытия, расположенного ниже, оставляют под всеми балками и прогонами, имеющими пролет более 4 м, на расстоянии до 3 м друг от друга. Опалубку удаляют полностью, если бетон в нижерасположенных перекрытиях достиг проектной прочности.
Распалубку пространственных констуркций — сводов, арок, складчатых покрытий, а также линейных конструкций пролетом более 8 м — следует выполнять плавно, без перекосов. При бетонировании оболочек с применением инвентарных катучих форм распалубку ведут путем ослабления домкратов, плавного отрыва формы по всей плоскости соприкасания с бетоном и последующего опускания на необходимый уровень. При использовании обычной инвентарной опалубки раскружаливание (т. е. постепенный отрыв формы от бетонной поверхности) производят путем ослабления клиньев под стойками, винтов в домкратах или выпускания песка из опорных песочниц. Раскружаливание сводов оболочек начинают от продольной оси свода к опорам. При наличии в сводах или арках металлических затяжек последние подтягивают, а натяжение проверяют приборами.
Контроль качества бетонных и железобетонных работ. При производстве бетонных и железобетонных работ проверяют качество опалубки, геодезического обеспечения монтажа и эксплуатации ее, соответствие проекту устанавливаемой арматуры, закладных частей и их расположения в конструкции, качество бетонной смеси у места укладки в контрукцию и в процессе выдерживания и т. д.
Специальные требования предъявляются к геодезическому обеспечению . скользящей опалубки. После определения наивысшей отметки фундаментной плиты, принимаемой за 0,00 м, проверяют геометрические размеры расположения домкратных рам, вертикальность щитов опалубки и ее конусность. При этом отклонения конусности не должны превышать ±4 мм.
Важным условием качественного ведения работ при бетонировании в скользящей опалубке является геодезический контроль за ее положением в процессе подъема, который заключается в проверке горизонтальности рабочего пола скользящей опалубки и вертикальности ее движения. Для этой цели используют лазерные системы, обеспечивающие непрерывный контроль за вертикальностью движения опалубки, кручением и деформациями. Одним из преимуществ таких следящих лазерных систем является возможность проведения контроля в ночное время, что весьма важно в связи с непрерывным процессом бетонирования в скользящей опалубке.
Ход бетонирования фиксируют в журнале производства бетонных работ. В него заносят объемы выполненных бетонных работ, даты укладки смеси, время начала н окончания бетонирования каждого участка (блока) сооружения, заданные марки и рабочие составы бетонной смесн, данные паспортов на цемент и арматуру, температуру наружного воздуха во время укладки бетонной смеси и при выдерживании бетона, даты изготовления контрольных образцов и результаты их испытаний, на 28-й день, даты распалубки конструкций.
Пир бетонировании в зимних условиях в журнале указывают также температуру бетонной смесн при выходе из бетоносмесителя в момент укладки и в определенные периоды в процессе выдерживания бетона.
Качество бетонной смеси определяется ее подвижностью, поэтому данный показатель проверяют не реже 2 раз в смену у места приготовления и укладки ее.
Прочность уложенного бетона оценивают по результатам испытаний контрольных образцов на сжатие. Специальные конструкции испытывают на водонепроницаемость и морозостойкость, а при возведении предварительно напряженных железобетонных конструкций дополнительно проверяют прочность раствора инъекциро-вания в каналы с напряженной арматурой и прочность бетона к моменту передачи на него сжимающих усилий от напрягаемой арматуры.
Контрольные образцы в виде кубов размером 20X20X20 см изготовляют у мест бетонирования конструкций и хранят в условиях, близких к условиям выдерживания конструкций.
Для каждой марки бетона изготовляют серию из трех образцов-близнецов на следующее количество бетона:
для массивных гидротехнических сооружений — на каждые 500 м3;
для крупных фундаментов под конструкции — на каждые 100 м3;
для массивных фундаментов под технологическое оборудование — на каждые 50 м3;
для каркасных и тонкостенных конструкций — на каждые 20 м3.
Бетон считается выдержавшим испытания, если средняя прочность контрольных образцов будет не ниже 85% проектной.
При необходимости марка бетона может быть установлена и в уже готовой конструкции с использованием неразрушающих (адеструктивных) механических или физических методов испытаний.
Механические методы заключаются в воздействии на бетон испытательных приборов с последующим определением прочности бетона с помощью тарировочных кривых, учитывающих функциональные зависимости между прочностью бетона на сжатие и поверхностной твердостью или между прочностью на сжатие и вы-рывным усилием.
Наиболее простым физическим методом определения прочности
бетона в готовой конструкции является импульсный ультразвуковой
метод, основанный на известном принципе: скорость распростра
нения ультразвука и степень ее затухания функционально связаны
динамическим модулем упругости бетона. Поэтому прочность
бетона на сжатие может быть получена и по прямой функциональной зависимости
Таким методом можно определить прочность бетона с погрешностью не более ±8. 10%.
Радиометрическими методами устанавливают степень уплотнения бетонной смеси в процессе ее формования. Он основан на -том, что гамма-лучи, проходя через вещество, теряют интенсивность излучения вследствие поглощения и рассеяния, с увеличением степени уплотнения смеси возрастает поглощение гамма-лучей.
Качество бетона может быть проверено методом СВЧ-погло-щения, в котором использован принцип ослабления энергии сверхвысокой частоты при прохождении через контролируемый материал. Применение метода СВЧ-поглощения для контроля качества бетонных работ позволяет также осуществлять автоматический контроль влажности сыпучих материалов.
При производстве бетонных работ в зимних условиях тщательно не реже чем через 2 ч проверяют температуру бетонной смеси у места укладки, а при ее приготовлении на приобъектных установках — и у выхода из смесителя.
59. Распалубка конструкций.
Распалубку конструкции допускается производить при прочности бетона не менее 100 кгс/см 2 . Опалубку следует отделять от бетона поворотом с постепенным отрывом щитов, исключая возможность повреждения бетона, облома кромок, углов и появления других дефектов в изготовленной конструкции и в элементах самой опалубки. Во избежание возникновения — температурных трещин при охлаждении распалубку и обжатие (передачу усилия натяжения арматуры на бетон) конструкций, изготавливаемых на стационарных стендах, необходимо производить сразу после достижения бетоном необходимой прочности, не допуская охлаждения бетона в конструкции ниже 35 °С. Последующее охлаждение должно происходить в естественных условиях при свободных температурных деформациях конструкции.
При изготовлении конструкций на передвижных (катучих) стендах передачу усилия натяжения арматуры на бетон производят после охлаждения конструкции до температуры цеха; в этом случае требуемая прочность бетона должна быть гарантирована не в конце изотермического прогрева, а на момент обжатия.
Для лучшего распалубки применяют смазку палубных-щитов. Гидрофобные смазки на основе минеральных масел или солей жирных кислот, а также комбинированной смазки. Смазки уменьшают сцепление опалубки с бетоном, обеспечивая распалубку, повышают долговечность щитов.
После распалубки производят тщательный осмотр изготовленной конструкции с участием представителя заказчика (мостовой инспекции).
При обнаружении дефектов — трещин, раковин, сколов и др. анализируют возможные причины их возникновения и принимают немедленные меры по устранению возникших неисправностей, корректированию технологического процесса или недостатков технологической оснастки.
60. Торкретирование заключается в последовательном нанесении на обрабатываемую бетонную поверхность слоев цементно-песчаного раствора (торкрета) с помощью цемент-пушки или бетонной смеси (набрызг-бетон) с помощью бетон-шприц-машины. Торкретирование применяют для повышения водонепроницаемости железобетонных емкостных сооружений, а также бетонирования тонкостенных конструкций в тех случаях, когда обычные способы бетонирования сложны или не обеспечивают нужной плотности бетона. Методом торкретирования исправляют дефекты в бетонных и железобетонных конструкциях. Торкретирование с помощью цемент-пушки или набрызг-бетонирование бетон-шприц-машиной ведут следующим образом. Сухую цементно-песчаную или бетонную смесь из резервуара под давлением сжатого воздуха подают по шлангу к наконечнику, где, смешивая ее с водой, наносят на поверхность бетона или арматурную сетку.
61. Дефекты после бетонирования и их устранение.
Дефекты в бетоне конструкций могут быть разделены на две основные группы. К первой группе относятся: гравелистая поверхность бетона в отдельных местах, неглубокие раковины, незначительные неровности и наплывы. Исправление этих дефектов не требует разработки специальных мероприятий, не связано оно и со значительными затратами труда и материальных средств. Ко второй группе относятся глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и др. Эти дефекты исправляют только после тщательного осмотра конструкции и, как правило, после согласования методов устранения дефектов с проектной организацией.
К наиболее распространенным дефектам железобетонных конструкций относятся раковины, которые образуются в результате сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, из-за недостаточного уплотнения, применения жесткой бетонной смеси, в результате длительного транспортирования, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться. Чаще всего раковины появляются в местах наибольшей насыщенности арматурой, труднодоступных и неудобных для укладки и уплотнения бетона. При назначении метода устранения раковин необходимо учитывать их число и размеры. В сильно загруженных колоннах раковины последовательно расчищают, удаляя уплотненный бетон с каждой стороны колонны, затем их промывают водой и подготовленные полоски бетонируют.
Для заделки раковин применяют раствор или бетон с крупностью зерен заполнителя до 20 мм. В качестве вяжущего используют портландцемент марок 400-500. Раствор или бетон готовят небольшими порциями вблизи места производства ремонтных работ. Чтобы обеспечить сцепление нового бетона со старым и с арматурой и получить повышенную прочность на ослабленном участке в раннем возрасте, рекомендуется применять бетон, марка которого на одну ступень выше марки бетона ремонтируемой конструкции. Если при проверке обнаружены сквозные раковины, расчистка которых вызовет значительное снижение несущей способности нагруженных колонн, устраивают железобетонные обоймы или накладки с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора через установленные заранее трубки. На месте каждого дефекта рекомендуется устанавливать не менее двух трубок с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора. Довольно распространенным и опасным для несущей способности железобетонных конструкций видом дефектов являются пустоты. Они часто встречаются и появляются, как правило, вследствие непрохождения бетона на данном участке. Пустоты иногда достигают таких размеров, что полностью оголяется арматура, образуются сквозные разрывы в конструкциях и нарушается их монолитность. Устранение такого рода дефектов сводится к следующему. Поверхность стыков очищают от рыхлого старого бетона, после чего стыки тщательно промывают водой. У мест бетонирования устраивают навесную опалубку с карманами, несколько возвышающимися над верхним стыком. Заделывают пустоты бетоном на мелком щебне. Производитель работ вместе с лаборантом проверяют правильность приготовления бетонной смеси и тщательность ее уплотнения штыкованием или вибрированием. Для ускорения твердения бетона в местах заделок рекомендуется применять паро- и электропрогрев. Зимой для обогрева полостей в конструкциях перед укладкой бетона и для последующего его твердения могут быть использованы лампы инфракрасного излучения.
Распалубка бетонных конструкций
Уход за бетоном должен обеспечить:
-температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные деформации;
-условия, исключающие механические повреждения свежеуложенного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонированной конструкции.
Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строительными нормами и правилами.
В начальный период ухода за бетоном не следует обильной поливкой сразу после укладки нарушать структуру твердеющего бетона. Опалубку, обращенную на южную сторону, рекомендуется окрашивать в белый цвет или устраивать защитные щиты. Поверхность свежеуложенного бетона целесообразно покрывать лаком этиноль, битумными эмульсиями или укрывать его поливинилхлоридными пленками, водонепроницаемой бумагой, брезентом и т.п.
Чтобы исключить механические повреждения свежеуложенного бетона, запрещают движение людей, установка лесов и опалубки до достижения бетоном прочности не менее 1, Мпа. Движение по забетонированным перекрытиям автотранспорта, бетоноукладчиков и др. машин запрещается до достижения бетоном проектной прочности.
Как только бетон достигнет прочности, при которой может быть обеспечена при распалубке сохранность поверхностей и граней конструкции, распалубливают боковые элементы опалубки.
Загружение всех конструкций полной расчетной нагрузкой допускается лишь после достижения бетоном проектной прочности.
Опалубку балок снимают так: убирают прижимные доски и боковые щиты, плавно опускают стойки, затем удаляют расшивины между стойками и после плавного опускания стоек с подмостей отрывают щиты днищ балок. Стойки, поддерживающие опалубку днищ балок бетонируемого перекрытия, оставляют полностью. Под балками нижележащего перекрытия оставляют стойки на расстоянии 4 м одна от другой и не менее 3 м от опор конструкции. Эти стойки удаляют, когда бетон достигает проектной прочности.
Контроль качества железобетонных работ:
При производстве бетонных и железобетонных работ проверяют качество опалубки, геодезического обеспечения монтажа и эксплуатации ее, соответствие проекту устанавливаемой арматуры, закладных частей и их расположения в конструкции, качество бетонной смеси у места укладки в конструкцию, процесс выдерживания и т. д.
Качество бетонной смеси определяется ее подвижностью, поэтому данный показатель проверяют не реже 2-х раз в смену у места приготовления и укладки ее.
Прочность уложенного бетона оценивают по результатам испытаний контрольных образцов на сжатие.
Контрольные образцы в виде кубов размером 15x15x15 см изготовляют у мест бетонирования конструкции и хранят в условиях близких к условиям выдерживания конструкции.
Для каждой марки бетона изготовляют серию из трех образцов близнецов на следующее количество бетона: для каркасных и тонкостенных конструкций – на каждые 20 м3.
Прочность бетона во всех сериях в среднем не должна быть меньше 90% марочной.
При необходимости марка бетона может быть установлена и в уже готовой конструкции с использованием неразрушающих механических и физических методов испытаний.
Механические методы заключаются в воздействии на бетон испытательных приборов с последующим определением прочности бетона с помощью тарировочных кривых, учитывающих функциональные зависимости между прочностью бетона на сжатие и поверхностной твердостью.
Радиометрическими методами устанавливают степень уплотнения бетонной смеси в процессе ее формования. Он основан на том, что гамма-лучи проходя через вещество теряют интенсивность излучения вследствие поглощения и рассеивания, с увеличением степени уплотнения смеси поглощение гамма-лучей.
Качество бетона может быть проверено методом СВЧ поглощения, в котором использован принцип ослабления энергии сверхвысокой частоты при прохождении через контролируемый материал.
Распалубка монолитных бетонных конструкций, сроки и последовательность.
Распалубливание конструкций
Распалубливание конструкций, хотя и требует меньших затрат рабочего времени, чем изготовление или установка опалубки, все же является одним из основных видов опалубочных работ.
От качества распалубливания во многом зависит пригодность опалубочных материалов для дальнейшего использования. При небрежном распалубливании повреждается гладкая поверхность обшивки, ломаются доски обшивки, а иногда и каркас, гнутся крепления. В результате для вторичного использования опалубку требуется ремонтировать или даже полностью заменять. Поэтому распалубливание следует выполнять аккуратно.
Распалубливание начинают после достижения бетоном требуемой прочности. Так как скорость твердения бетона в основном зависит от температуры наружного воздуха и, кроме того, для разных бетонных конструкций требуется различная прочность, время, через которое производят распалубливание, устанавливают с учетом указанных факторов.
Удаление боковых элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкции, допускается только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов при снятии опалубки, если в проекте сооружения нет иных указаний. Обычно боковые поверхности распалубливают в летнее время через 2—3 суток после бетонирования, а нередко и раньше. Сокращение выдержки бетона в опалубке ускоряет бетонные работы, позволяет быстрее оборачивать опалубку и тем самым эффективнее ее использовать.
Несущую опалубку железобетонных конструкций снимают только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей целостность конструкции после распалубливания.
Требуемая прочность бетона при распалубливании в зависимости от величины фактической нагрузки на распалубливаемую конструкцию приведена в таблице:
Требуемая прочность бетона при распалубливании
Строительные конструкции | Требуемая прочность бетона (в % от проектной) при фактической нагрузке в % от нормативной | |
свыше 70 | 70 и менее | |
Конструкции с напрягаемой арматурой | 100 | 80 |
Конструкции, находящиеся в вечномерзлом грунте, и колонны | 100 | 80 |
Несущие конструкции (балки, ригели, плиты) пролетом 6 м и более | 100 | 80 |
Несущие конструкции пролетом до 6 м | 100 | 70 |
Плиты пролетом до 3 м | 100 | 70 |
Распалубливание железобетонных конструкций и частичное их загружение могут быть допущены при меньшей прочности бетона, чем указано в таблице, но при прочности не ниже 50% проектной и не ниже 100 кг/см2 при применении арматуры классов А-I и А-II и 150 кг/см2 — при применении арматуры класса А-III.
Стойки и леса, поддерживающие опалубку несущих конструкций, можно удалять при достижении бетоном колонн указанной прочности (см. таблицу выше). Леса и стойки удаляют лишь после снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций и колонн, поддерживающих эти конструкции. Загружать распалубленную конструкцию полной расчетной нагрузкой допускается только после приобретения бетоном проектной прочности.
Удалять опалубку, которая воспринимает вес бетона конструкций, армированных несущими сварными каркасами, допускается только после достижения бетоном этих конструкций 25% проектной прочности. Массивные конструкции распалубливают в сроки, которые назначаются с учетом необходимого теплового режима твердения массива, предусмотренного проектом сооружения.
Особенная осторожность требуется при распалубливании арок и сводов, тонкостенных конструкций (например, сводов-оболочек), а также балочных конструкций пролетом более 8 м. Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки вышеупомянутых конструкций должно предшествовать плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов. Этот процесс, называемый раскружаливанием, осуществляют, ослабляя клинья, опуская домкратные винты, выпуская песок из цилиндров.
Раскружаливание производят в два, три и более приемов в зависимости от длины пролета и веса конструкции.
Опоры, поддерживающие опалубку балочных конструкций, опускают одновременно по всему пролету пропорционально прогибам конструкции от ее собственного веса.
Перед раскружаливанием сводов с затяжками, снабженными муфтами или другими натяжными приспособлениями, вначале натягивают затяжки.
Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начинают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам.
Раскружаливание перекрытий круглых резервуаров, а также воронок бункеров производят, опуская опоры, расположенные в центре конструкции, и ведут концентрическими рядами по направлению к периметру конструкции. При этом опоры, расположенные по каждому концентрическому ряду, опускают одновременно.
При удалении поэтажных стоек, поддерживающих опалубку забетонированных перекрытий многоэтажных зданий, руководствуются следующими правилами:
- удалять стойки опалубки перекрытия, находящегося непосредственно под бетонируемым перекрытием, не допускается;
- стойки опалубки следующего нижележащего перекрытия можно удалять лишь частично, при этом под всеми балками и прогонами пролетом 4 м и более оставляют «стойки безопасности», расположенные одна от другой на расстоянии не более 5 м;
- стойки опалубки остальных нижележащих перекрытий можно удалять полностью, если прочность бетона этих перекрытий достигла проектной.
При распалубливании применяют набор инструментов, состоящий из кусачек, гаечных ключей и комплекта ломиков трех типов длиной 1; 0,6 и 0,3-0,35 м. Ломики имеют раздвоенные лапки, служащие гвоздодерами. Большой ломик применяют для выполнения операций, требующих больших усилий (например, отъем прижимных и подкружальных досок); средний — для выбивания клиньев, отъемки щитов, кружал; маленький — для образования щелей между элементами опалубки, в которые потом заводятся ломики больших размеров. На звено из двух рабочих нужен комплект из двух больших ломиков, двух средних и одного маленького.
Ломики для распалубливания |
Опалубочные панели снимают при помощи коленчатых распалубочных рычагов. Рычаг для снятия панелей, расположенных в два яруса, состоит из металлической штанги 1, изогнутой под прямым углом, с двумя роликами 8. Ролики перемещаются по упорной пластинке 4, закрепленной на панели 6 верхнего яруса. Короткое плечо рычага соединяется с обоймой 2, надетой на прогон панели 3 нижнего яруса, а длинное плечо имеет петлю 7 для крюка подъемного крана.
Коленчатые рычаги для снятия опалубочных панелей, расположенных в два (а) и один (б) яруса |
1 — металлическая штанга, 2 — обойма, 3 — панель нижнего яруса, 4 — упорная пластинка, 5 — обшивка щита, 6 — панель верхнего яруса, 7 — петля, 8 — ролики, 9 — штырь (I — положение рычага до отрыва панели, II — то же, после отрыва) |
При подъеме (положение II) угол штанги 1, снабженный роликами 8, упирается в металлическую пластинку 4 верхней панели 6. При этом конец короткого колена давит на прогон нижней панели 3 и отрывает панель от бетона, после чего опалубочную панель ,5, подвешенную на штанге 1, поднимают в новое положение.
Рычаг для снятия одноярусных панелей имеет ролики 8, укрепленные в конце короткого плеча штанги 1, а обойма 2, прикрепленная к горизонтальному прогону панели, соединяется со штангой 1 у места ее перегиба. Металлическая пластинка 4 врезана со стороны бетона в обшивку щита. При подъеме и повороте рычага (положение II) пластинка прижимается к бетону, а панель отрывается от него. Такой способ снятия панелей обеспечивает конструкциям сохранность при распалубливании.
Отрыв опалубочных панелей вручную требует больших затрат труда и вызывает простои механизмов. Отделение панелей от бетона при помощи трактора приводит, как правило, к их поломке.
Распалубка монолитных бетонных конструкций, сроки и последовательность.
Распалубка конструкций производится в соответствии с требованиями СНиП как и отношении сроков, так и последовательности снятия элементов опалубки.
Укрытие и поливку бетона следует начинать не позднее чем через 10—12 час. после окончания бетонирования, а в жаркую погоду — через 2—3 час. Бетон поливают водой в течение 14 суток при температуре воздуха 15° С и выше в течение первых четырех суток — через каждые три часа днем и не менее одного раза ночью. В последующие дни — 3—4 раза в сутки.
Днища сооружений через сутки после окончания бетонирования целесообразно заливать водой слоем в 5— 10 см.
Применяемая для поливки и заливки днища вода должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к воде для затворения бетонной смеси.
Устройство фасада «ЛАЭС».
Фасадные системы «ЛАЭС» применяются для отделки и утепления фасадов, как в новом строительстве, так и при реконструкции и реставрации жилых, общественных и промышленных зданий. Системы утепления фасадов применяются: • для зданий с наружными стенами плотностью не менее 600 кг/м3; • при обычных геологических и геофизических условиях строительства; • в климатических районах с температурой наиболее холодной пятидневки не ниже минус 55°С; • в сухой, нормальной и влажной зонах влажности; • в неагрессивной, слабоагрессивной и среднеагрессивной наружной среде; • при относительной влажности воздуха внутри помещений не более 75%.
Многослойные системы наружной теплоизоляции фасадов зданий состоят из теплоизоляционного материала, приклеенного и механически прикрепленного дюбелями к основанию, на который наносится базовый (армирующий) слой, состоящий из клеевого состава и стеклосетки, а затем отделочный материал в виде фактурных штукатурок (финишное покрытие).
1. Утеплитель «ЛАЭС-П» (пенополистирол), «ЛАЭС-М» (минераловатная плита);21 2. Пластиковый (фасадный) дюбель; 3. Стеклосетка фасадная щелочистойкая, пл. 160 гр/м2; 4. Клеевой (адгезионный состав) состав; 5. Финишное фактурное покрытие.
Уход за бетоном в процессе его твердения.
Под уходом за бетоном понимают обеспечение нормальных температурно-влажностных условий для его твердения. Способы ухода за бетоном зависят от вида конструкций, типа цемента, местных и климатических условий и т. п. За бетонами на медленно твердеющем цементе продолжительность ухода должна быть не менее 14 сут, на обычном портландцементе — 7 сут, на быстротвердеющем (глиноземистом)—2—3 сут. Время ухода увеличивают при жаркой и сухой погоде. Твердение бетона всегда сопровождается изменением его объема. В результате усадки, которая увеличивается при быстром высыхании бетона, на его поверхности появляются мелкие трещины. В массивных конструкциях образование трещин может быть вызвано также неравномерным разогревом в результате экзотермического тепловыделения. При обильном увлажнении бетона во время ухода снижается вероятность появления температурно-усадочных трещин. Открытые поверхности свежеуложенного бетона укрывают мешковиной, рогожами, влажными опилками или песком и начинают увлажнять не позже чем через 10—12 ч, а в жаркую и ветренную погоду — через 2—3 ч после завершения бетонирования. Увлажнять бетон рекомендуется разбрызгиванием струи через распылитель. Недопустимо размывать свежеуложенный бетон сильной струей воды. Периодичность поливки днем и ночью должна обеспечивать постоянное влажное состояние бетона. В жаркую ветреную погоду поливать бетон водой надо не реже чем через 1,5—2 ч, в пасмурную — через 3 ч и не менее двух-трех раз за ночь. Меньше требуется увлажнять бетонные поверхности, находящиеся в опалубке. При снятии опалубки поливают также и распалубленные поверхности бетонных конструкций.
Методы погружения свай.
Погружения свай применяются следующие основные методы:
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Cтроительные работы
Возведение конструкций зданий и сооружений из монолитного железобетона состоит из выполнения опалубочных, арматурных и бетонных работ.
Виды и установка опалубки. Опалубкой называется форма, служащая для изготовления бетонных и железобетонных конструкций и изделий. Опалубка может быть деревянной, металлической и железобетонной.
Деревянную опалубку ‘обычно изготовляют на специальном опалубочном дворе или в плотничном цехе деревообделочного комбината, где имеется необходимое станочное оборудование для распиловки и острожки лесоматериалов, а также для сборки отдельных элементов опалубки. Для ее изготовления применяют лесоматериалы хвойных пород с влажностью древесины до 25%.
Деревянная опалубка обладает ценными качествами: легкостью, малой теплопроводностью, небольшими силами сцепления с уложенным в нее бетоном. Основными недостатками этой опалубки являются: гигроскопичность, малая сопротивляемость деформациям, ограниченные возможности оборачиваемости и срока службы. Несмотря на указанные недостатки, деревянную опалубку широко применяют при постройке монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
Металлическую опалубку и оснастку к ней изготовляют в механических мастерских или цехах металлоконструкций. Детали металлической опалубки выполняют из стали СтЗ. Элементы опалубки обрабатывают с высокой точностью. Металлическая опалубка проходит контрольную сборку. Детали, соприкасающиеся с бетоном, покрывают специальной смазкой, а остальные окрашивают, после чего все элементы опалубки маркируют.
Основными преимуществами металлической опалубки являются высокая оборачиваемость (не менее 50 раз), жесткость и исключение деформации при различных режимах влажности. К недостаткам этой опалубки относят высокую стоимость и большую теплопроводность.
Железобетонная опалубка в период бетонирования выполняет роль опалубки, а впоследствии, при строительстве гидротехнических сооружений, является постоянным конструктивным эле-ментом сооружения. Достоинствами железобетонной опалубки в этих случаях являются исключение процесса распалубки, простота креп-ления и большая жесткость. Недостатками этой опалубки являются большие теплопроводность, масса и стоимость.
Металлическую и железобетонную опалубку для монолитных конструкций в практике строительства применяют редко, причем необходимость установки такой опалубки в каждом отдельном случае указывают в рабочем чертеже.
Установку опалубки для монолитных конструкций производят по осям, вынесенным на обноску, после подготовки места, где она должна быть установлена. Подготовка заключается в очистке его от щепы, грязи и строительного мусора. Правила установки опалубки зависят от вида конструкции. Так, опалубку ступенчатых фундаментов устраивают из готовых деревянных щитов, стянутых проволочными скрутками, с распорками из брусков или досок (рис. 149). Щиты опалубки для каждой ступени изготовляют двух размеров: длина одной пары щитов соответствует размерам боковых стенок ступени фундамента. С внутренней стороны этих щитов пришивают планки, которые служат опорой для коротких щитов. Опалубку последующих ступеней устраивают так же, как и первой, и опирают на щиты опалубки нижней ступени.
Виды и установка арматуры. Арматурная сталь подразделяется на горячекатаную стержневую и холоднокатаную проволочную. Арматурные стержни и проволоку изготовляют гладкими или периодического (изменяющегося) профиля. В зависимости от механических свойств арматурные стержни и проволоку делят на классы, а классы на марки.
По назначению арматура делится на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты. По способу установки арматуру подразделяют на штучную, арматурные сетки и каркасы.
Штучная арматура может быть прутковой (гибкой) из круглых стержней и жесткой из профильной прокатной стали — двутавровых балок, швеллеров и уголков.
Арматурная сетка (рис. 151) представляет собой взаимно перекрещивающиеся стержни, соединенные в местах пересечения сваркой
или вязкой до укладки ее в дело. Сетки изготовляют в виде отдельных плоских полотнищ требуемого размера или рулонов большой длины, от которых отрезают куски необходимых размеров. Арматурные сетки в основном применяют для армирования плит.
Арматурные каркасы могут быть плоскими и пространственными (рис. 152). Плоские каркасы состоят обычно из продольной арматуры, соединенной между собой специальными монтажными стержнями или хомутами. Пространственные каркасы собирают из нескольких плоских каркасов или сеток путем сварки или вязки. Арматурные каркасы применяют для армирования колонн, балок, ригелей.
Одновременно с сеткой устанавливают нижнюю часть каркаса (арматуры) колонны — выпуски, служащие для соединения вертикальных стержней каркаса колонн. Выпуски устанавливают при помощи деревянной рамки и нижние их концы приваривают к сетке.
Приготовление и транспортирование бетонной смеси. Бетонные работы состоят из следующих основных технологических процессов: приготовления бетонной смеси, транспортирования ее к месту укладки, укладки в опалубку и ухода за бетоном в период его твердения.
Все процессы по приготовлению бетонной смеси полностью механизированы и автоматизированы. При малых объемах бетонных и железобетонных работ бетонную смесь можно приготовлять в построечных условиях. Для этой цели на строительных объектах применяют сборно-разборные комплексно-механизированные бетонные установки. Их обычно устраивают как бетонно-растворные Установки, изготовляющие бетонную смесь и раствор для разных нужд строительства. Следовательно, при выполнении большого объема работ бетонную смесь приготовляют в заводских условиях (так называемый товарный бетон) и централизованно доставляют на строительный объект.
Способы транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки зависят от ряда факторов: дальности транспортирования, времени года, состава бетонной смеси. В настоящее время бетонную смесь от места приготовления до места ее укладки в конструкции доставляют в автомобилях-самосвалах, в бадьях (бункерах) на платформах или автомобилях, конвейерами, бетононасосами, в автобетоносмесителях.
Во время транспортирования в целях сохранения однородности и подвижности бетонной смеси ее защищают от попадания атмосферных осадков, вредного воздействия ветра и солнечных лучей, а также от утечки цементного молока (раствора). В зимнее время бетонную смесь при транспортировании необходимо защищать от замораживания. Для этого применяют специально утепленные виды транспорта. Кроме того, бетонную смесь к месту укладки следует доставлять без промежуточных перегрузок.
При любом способе транспортирования бетонную смесь предохраняют от чрезмерного встряхивания во избежание расслаивания. Продолжительность перевозки смеси от места ее приготовления до места укладки не должна превышать 1 ч (с момента выгрузки до окончания уплотнения).
Исходя из условий сохранения необходимых качеств бетонной смеси во время ее доставки к месту укладки выбирают вид транспорта. Перевозка бетонной смеси на автосамосвалах целесообразна при расстоянии до 15—20 км.
Транспортирование в таре (бадьях, бункерах, виброковшах), в кузовах бортовых машин и на железнодорожных платформах применяется на такие же расстояния, как и на автосамосвалах. Железнодорожный транспорт используют на крупных стройках с большим потоком бетонной смеси. Ленточными конвейерами бетонную смесь перемещают при возведении крупных фундаментных массивов и значительной интенсивности бетонирования (150—200 м3/смен). Ее можно подавать по горизонтали на расстояние до 2 км с подъемом до 18° и спуском до 12°. Транспортирование бетонной смеси с помощью бетононасоса применяется также при больших объемах бетонирования конструкций. Дальность подачи смеси по горизонтали и вертикали определяют расчетом.
Автобетоносмесители наиболее целесообразно использовать при значительной удаленности строящегося объекта от централизованного бетонного завода.
При этом бетонную смесь приготовляют в автобетоносмесителя в пути следования непосредственно перед ее укладкой в конструкций Укладку бетонной смеси осуществляют различными способам в зависимости от вида бетонируемой конструкции.
Укладка бетонной смеси и уход за бетоном. При получении товарной бетонной смеси перед укладкой ее в конструкции необходимо проверить паспорт, который выдается заводом-поставщиком на каждую партию бетонной смеси с указанием состава бетона и его марки. При укладке бетонной смеси в опалубку нужно следить за тем, чтобы непроисходило ее расслоение. С этой целью высота свободного падениясмеси в опалубку, как правило, не должна превышать 3 м.
Укладывать бетонную смесь в опалубку следует механизированным способом с уплотнением, чтобы не оставались воздушные пазухи. Для уплотнения применяют вибраторы различных ТИПОВ.
Наибольшее распространение имеют электромеханические вибраторы. По способу вибрирования вибраторы делятся на поверхностные и внутренние. Поверхностные вибраторы применяют при небольшой толщине бетона (до 20 см). При большей толщине уплотняемого бетона применяют внутренние (глубинные) вибраторы. Продолжительность вибрирования зависит от вида конструкции, качества бетонной смеси, типа вибратора. Например, продолжительность вибрирования на одном месте поверхностных вибраторов составляет примерно около 1 мин. Увеличение установленного времени вибрирования бетонной смеси может привести к ее расслоению. Основные признаки прекращения вибрирования следующие: заметное оседание бетонной смеси; прекращение выделения воздушных пузырьков; появление на поверхности вибри-руемого бетона так называемого цементного молока.
После укладки бетонной смеси в конструкции начинается процесс твердения. Для обеспечения нормальных условий твердения за бетонной смесью в первые дни требуется особый уход. Основной задачей ухода в летнее время является предохранение смеси от высушивания под действием ветра и солнца. Для этой цели после окончания процесса схватывания бетон поливают водой и укрывают рогожами, мешковиной, матами и др. Срок поливки зависит от вида цемента и температуры наружного воздуха. В сухую погоду при температуре воздуха более + 15° бетон рекомендуется поливать при портландцементе не менее 7 сут., при глиноземистых цементах — не менее 3 сут. и при прочих цементах — не менее 14 сут.
В зимнее время бетонной смеси необходимо обеспечить нормальные условия для приобретения ею прочности не менее 50% от проектной марки. С этой целью после процесса схватывания бетон обычно укрывают теплоизоляционными материалами: матами, опилками, шлаком. Кроме того, свежеуложенный бетон не должен подвергаться ударам и сотрясениям. Движение людей и транспортных средств по забетонированным конструкциям, установка на них лесов и опалубки допускаются только после приобретения бетоном необходимой прочности. Прочность бетона определяют путем испытания в строительной лаборатории серии образцов, а также при помощи ультразвука или эталонного молотка.
Бетонирование и распалубка монолитных конструкций. Бетонирование монолитных конструкций производят только после тщательной проверки состояния опалубки, соответствия уложенной арматуры рабочим чертежам и выполнения всех мероприятий, гарантирующих высокое качество укладки и уплотнени бетонной смеси, а также бесперебойную ее доставку к месту работы. Укладка бетонной смеси в различные конструкции отличается некоторыми особенностями в зависимости от вида этих конструкций.
Бетонирование фундаментов (рис. 156) осуществляется: автомобильным краном (при помощи бадей) или автосамосвалами.
Бетонную смесь укладывают в опалубку слоями толщиной 20—40 см в зависимости от типа вибратора. Наибольшая толщина слоя бетонной смеси может составлять 1,25 длины рабочей части вибратора. При более глубоком погружении вибратора может нарушиться структура бетона в ранее уложенном слое. Вибратор погружают в бетонную смесь и выдерживают там в среднем 20 с до появления на поверхности цементного молока, после чего вибратор медленно, плавно и без рывков извлекают из слоя бетонной смеси. Для того чтобы в бетонной смеси после извлечения вибратора не оставались лунки — неплотности, его извлекают при включенном моторе.
Шаг перестановки вибраторов со стоянки на стоянку не должен превышать полутора радиусов действия вибратора. Радиусом действия вибратора называется расстояние, на которое распространяются колебания, обеспечивающие качественное уплотнение бетонной смеси. Это расстояние измеряется между осями вибраторов, расположенных на соседних стоянках, и примерно равно 45—60 см. Вибраторы в пределах бетонируемых участков переставляют в рядовом или шахматном порядке.
Нарастание прочности бетона в монолитных конструкциях контролируется строительной лабораторией путем испытания образцов (кубиков) бетона, а также неразрушающими методами, в результате чего назначаются сроки распалубки бетонных и железобетонных конструкций в зависимости от достигнутой прочности бетона.
Распалубка. Распалубку производят в определенной последовательности, устанавливаемой проектом производства работ (ППР) для каждого вида конструкций. Перед началом распалубки открытые бетонные поверхности (плиты, отдельные балки, ригели) осматривают и обстукивают. Слабый бетон при простукивании молотком издает глухой звук, а при более сильных ударах на нем остаются вмятины, распалубку железобетонных конструкций производят в среднем через 10—12 дней в зависимости от достигнутой бетоном прочности, назначения конструкций, ее массы и нагрузок. Так, летом при температуре наружного воздуха 15—20° несущие боковые щиты опалубки снимают через 2—3 дня после бетонирования, несущую опалубку плит, сводов, прогонов и балок пролетами от 2 до 8 м — при достижении бетоном прочности не менее 70%. Во всех железобетонных конструкциях пролетом 8 м и более несущую опалубку снимают после того, как бетон наберет проектную 100%-ную прочность.
Навигация:
Главная → Все категории → Cтроительные работы
СНиП 3.09.01-85 ПРОИЗВОДСТВО СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ — 7. Распалубка, доводка, хранение и транспортирование изделий
Содержание материала
- СНиП 3.09.01-85 ПРОИЗВОДСТВО СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ
- 1. Общие положения
- 2. Сырьевые материалы, их складирование и хранение
- 3. Изготовление арматурных и закладных изделий
- 4. Приготовление бетонных смесей общие требования
- Подача, дозирование материалов и приготовление смесей
- 5. Формование изделий общие требования
- Формы, стенды и подготовка их к формованию
- Укладка и уплотнение бетонных смесей
- Отделка в процессе формования
- Немедленная или ускоренная распалубка. безопалубочное формование
- 6. Тепловая обработка изделий общие требования
- Тепловые агрегаты
- Режимы тепловой обработки
- 7. Распалубка, доводка, хранение и транспортирование изделий
- 8. Контроль качества
- 9. Требования безопасности производства, охрана труда и окружающей среды
- Применение химических добавок при производстве сборных железобетонных конструкций и изделий Приложение 1
- Изготовление напорных виброгидропрессованных труб диаметром 500-1600 мм Приложение 2
- Режимы приготовления, уплотнения и твердения жаростойкого бетона на ортофосфорной кислоте Приложение 3
- Об изменении снип 3.09.01-85 «производство сборных железобетонных конструкций и изделий»
- Все страницы
7. РАСПАЛУБКА, ДОВОДКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
7.1. Распалубку изделий после тепловой обработки следует производить после достижения бетоном распалубочной прочности. При этом раскрытие бортов форм следует производить специальными машинами и механизированным ручным инструментом, а снятие изделий с поддонов и установку в рабочее положение для последующей доводки специальными устройствами — кранами и (или) кантователями в зависимости от требований, указанных в проектной документации.
7.2. Для предварительно напряженных изделий передачу обжатия на горячий бетон следует осуществлять после достижения им передаточной прочности. При этом снижение температуры бетона не должно превышать 15° С. Порядок отпуска натяжения арматуры (одновременно всех арматурных элементов или групп, поочередно отдельных элементов или групп) следуют принимать в зависимости от технологии изделий и класса арматуры и осуществлять домкратами, клиновыми, рычажными и другими устройствами. Допускается производить обрезку арматуры газокислородной горелкой, алмазным диском или дисковой пилой. Не допускается мгновенная передача усилия обжатия при диаметре стержней свыше 18 мм.
7.3. Снимаемые с формовочных линий изделия при необходимости следует доводить и комплектовать на специализированных отделочных постах или конвейерных линиях с применением машин, механизмов и механизированного инструмента.
7.4. Окончательная доводка и комплектация изделий должны включать все необходимые работы по приведению готовых изделий в соответствие требованиям стандартов или технических условий на изделия конкретных видов и повышению их заводской готовности, в том числе:
дополнительную шпатлевку, шлифовку поверхности, установку столярных изделий, если эти работы не выполнялись или не завершены на формовочной линии;
устранение дефектов поверхности и граней изделий, очистку закладных изделий и кромок от наплывов, ремонт околов, раковин и устранение других дефектов;
отделку или устранение дефектов фасадной поверхности, отделанной в процессе формования;
обмазку гидроизоляционными покрытиями, инъекцию герметизирующих композиций;
нанесение защитного слоя (торкретирование, набрызг и т.п.); снабжение изделий комплектующими деталями в соответствии с проектной документацией.
Технологический регламент доводочных работ должен соответствовать утвержденным технологическим картам и другой технической документации.
7.5. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С изделия после нятия с формовочной линии до вывоза на склад готовой продукции необходимо выдерживать в теплом помещении при температуре не ниже 10 °С не менее 6 ч.
7.6. Готовые бетонные и железобетонные изделия, принятые ОТК завода, следует хранить и транспортировать в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на изделия конкретных видов и ГОСТ 13015.4-84.
7.7. Запас готовых изделий на складе готовой продукции, ширина проходов и проездов должны соответствовать ОНТП 7-80, а высота штабелирования — стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.