Urbos.ru

Стройка и ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Температурный шов в бетоне СНИП

Для чего делают температурные швы в бетонных конструкциях

Любые строительные конструкции, независимо от того из какого материала они изготовлены (кирпич, монолитный железобетон или строительные панели) при изменении температуры меняют свои геометрические размеры. При понижении температуры они сжимаются, а при повышении, естественно, расширяются. Это может привести к появлению трещин и значительно снизить прочность и долговечность как отдельных элементов (например, цементно-песчаных стяжек, отмосток фундаментов и так далее), так и всего здания в целом. Для предотвращения этих негативных явлений и служит температурный шов, который необходимо обустраивать в соответствующих местах (согласно нормативным строительным документам).

Вертикальные температурно-усадочные швы зданий

В зданиях большой протяженности, а также строениях с разным количеством этажей в отдельных секциях СНиП-ом предусмотрено обязательное обустройство вертикальных деформационных зазоров:

  • Температурных – для предотвращения образования трещин из-за изменения геометрических размеров конструктивных элементов здания вследствие перепадов температур (среднесуточных и среднегодовых) и усадки бетона. Такие швы доводят до уровня фундамента.
  • Осадочных швов, препятствующих образованию трещин, которые могут образовываться из-за неравномерной осадки фундамента, вызванной неодинаковыми нагрузками на его отдельные части. Эти швы полностью разделяют строение на отдельные секции, включая фундамент.

Конструкции обоих видов швов одинаковы. Для обустройства зазора возводят две спаренные поперечные стены, которые заполняют теплоизолирующим материалом, а затем гидроизолируют (для предотвращения попадания атмосферных осадков). Ширина шва должна строго соответствовать проекту здания (но быть не менее 20 мм).

Шаг температурно-усадочных швов для бескаркасных крупнопанельных зданий нормируется СНиП-ом и зависит от материалов, примененных при изготовлении панелей (класса прочности бетона на сжатие, марки раствора и диаметра продольной несущей арматуры), расстояния между поперечными стенами и годового перепада среднесуточных температур для конкретного региона. Например, для Петрозаводска (годовой перепад температур составляет 60°С) температурные зазоры необходимо располагать на расстоянии 75÷125 м.

В монолитных конструкциях и зданиях, построенных сборно-монолитным методом, шаг поперечных температурно-усадочных швов (согласно СНиП) варьируется в пределах от 40 до 80 м (в зависимости от конструкционных особенностей здания). Обустройство таких швов не только повышает надежность строительной конструкции, но и позволяет поэтапно отливать отдельные секции здания.

На заметку! При индивидуальном строительстве обустройство таких зазоров применяют крайне редко, так как длина стены частного дома обычно не превышает 40 м.

В кирпичных домах швы обустраивают аналогично панельным или монолитным постройкам.

Температурные швы перекрытий

В железобетонных конструкциях зданий размеры перекрытий, как и размеры остальных элементов, могут меняться в зависимости от температурных перепадов. Поэтому при их монтаже необходимо обустройство компенсационных швов.

Материалы для их изготовления, размеры, места и технология укладки заранее указывают в проектной документации на строительство здания.

Иногда такие швы конструктивно делают скользящими. Для обеспечения скольжения в тех местах, где плита перекрытия опирается на несущие конструкции, под нее укладывают два слоя оцинкованного кровельного железа.

Температурно-компенсационные швы в бетонных полах и цементно-песчаных стяжках

При заливке цементно-песчаной стяжки или обустройстве бетонного пола необходимо изолировать все строительные конструкции (стены, колонны, дверные проемы и так далее) от соприкосновения с заливаемым раствором по всей толщине. Этот зазор выполняет одновременно три функции:

  • На этапе заливки и схватывания раствора работает как усадочный шов. Тяжелый мокрый раствор сжимает его, при постепенном высыхании бетонной смеси размеры залитого полотна уменьшаются, а материал заполнения зазора расширяется и компенсирует усадку смеси.
  • Он препятствует передаче нагрузок от строительных конструкций бетонному покрытию и наоборот. Стяжка не давит на стены. Конструктивная прочность здания не изменяется. Сами конструкции не передают нагрузки на стяжку, и она не растрескается в процессе эксплуатации.
  • При перепаде температур (а они обязательно происходят даже в отапливаемых помещениях) этот шов компенсирует изменения объема бетонной массы, что препятствует ее растрескиванию и увеличивает срок эксплуатации.

Для обустройства таких зазоров обычно используют специальную демпферную ленту, ширина которой несколько больше, чем высота стяжки. После отвердевания раствора ее излишки обрезают строительным ножом. Когда обустраивают в бетонных полах усадочные швы (в случае, если финишное напольное покрытие не предусмотрено), полипропиленовую ленту частично удаляют и производят гидроизоляцию паза при помощи специальных герметиков.

В помещениях значительной площади (либо когда длина одной из стен превышает 6 м) согласно СНиП необходимо производить нарезку продольных и поперечных температурно-усадочных швов глубиной ⅓ от толщины заливки. Температурный шов в бетоне производят с помощью специального оборудования (бензинового или электрического швонарезчика с алмазными дисками). Шаг таких швов не должен быть более 6 м.

Внимание! При заливке раствором элементов теплого пола усадочные швы обустраивают на всю глубину стяжки.

Температурные швы в отмостках фундаментов и бетонных дорожках

Отмостки фундаментов, предназначенные для защиты основания дома от вредоносного влияния атмосферных осадков, также подвержены разрушениям вследствие значительных перепад температур в течение года. Чтобы этого избежать обустраивают швы, компенсирующие расширение и сжатие бетона. Такие зазоры изготавливают на этапе строительства опалубки отмостки. В опалубке по всему периметру крепят поперечные доски (толщиной 20 мм) с шагом 1,5÷2,5 м. Когда раствор немного схватится, доски извлекают, а после окончательного высыхания отмостки пазы заполняют демпфирующим материалом и гидроизолируют.

Все вышеперечисленное относится и к обустройству бетонных дорожек на улице или парковочных мест возле собственного дома. Однако шаг деформационных зазоров можно увеличить до 3÷5 м.

Материалы для обустройства швов

К материалам, предназначенным для обустройства швов (независимо от вида и размеров), предъявляют одинаковые требования. Они должны быть упругими, эластичными, легко сжимаемыми и быстро восстанавливающими форму после сжатия.

Демпферная лента

Она предназначена для предотвращения растрескивания стяжки в процессе ее высыхания и компенсации нагрузок от строительных конструкций (стен, колонн и так далее). Широкий выбор размеров (толщиной: 3÷35 мм; шириной: 27÷250 мм) этого материала позволяет обустроить практически любые стяжки и бетонные полы.

Уплотнительный шнур

Популярным и удобным в применении материалом для заполнения деформационных зазоров является шнур из вспененного полиэтилена. На строительном рынке представлены его две разновидности:

  • сплошной уплотнительный шнур Ø=6÷80 мм,
  • в виде трубки Ø=30÷120 мм.

Диаметр шнура должен превышать ширину шва на ¼÷½. Шнур устанавливают в паз в сжатом состоянии и заполняют ⅔÷¾ свободного объема. Например, для заделки пазов шириной 4 мм, нарезанных в стяжке, подойдет шнур Ø=6 мм.

Герметики и мастики

Для заделки швов применяют различные герметики:

  • полиуретановые;
  • акриловые;
  • силиконовые.

Они бывают как однокомпонентные (готовые к применению), так и двухкомпонентные (их готовят путем смешивания двух составных частей непосредственно перед применением). Если шов небольшой ширины, то достаточно заполнить его герметиком; если ширина зазора значительная, то этот материал наносят поверх уложенного шнура из вспененного полиэтилена (либо другого демпфирующего материала).

Разнообразные мастики (битумные, битумно-полимерные, составы на основе сырой резины или эпоксидные с добавками для придания эластичности) используют в основном для герметизации наружных деформационных зазоров. Их наносят поверх уложенного в паз демпфирующего материала.

Специальные профили

В современном строительстве температурные швы в бетоне с успехом заделывают, применяя специальные компенсационные профили. Эти изделия имеют самые различные конфигурации (в зависимости от области применения и ширины шва). Для их изготовления применяют металл, пластик, резину или комбинируют несколько материалов в одном устройстве. Некоторые модели данной категории необходимо устанавливать уже в процессе заливки раствора. Другие же можно устанавливать в паз уже после окончательного затвердевания основания. Производители (как иностранные, так и отечественные) разработали широкий модельный ряд таких приспособлений, как для наружного применения, так и для установки внутри помещений. Высокая цена профилей компенсируется тем, что такой метод заделки зазоров не требует их последующей гидроизоляции.

В заключении

Правильное обустройство температурных, компенсационных, деформационных и осадочных швов значительно повышает прочность и долговечность любого здания; парковочных мест или садовых дорожек с бетонным покрытием. При использовании высококачественных материалов для их изготовления они прослужат без ремонта долгие годы.

Деформационные швы в бетонных полах

Деловой квартал > Строительство > Деформационные швы в бетонных полах

Финишный этап возведения здания – полы. Только при полном соблюдении технологических инструкций и рекомендаций во время строительных работ, возможна их дальнейшая длительная эксплуатация. Функция швов на бетонных полах: снижение, имеющихся внутренних напряжений, изоляция отдельных фрагментов пола между собой, уменьшение влияния на всю конструкцию динамических нагрузок и температурных скачков, работы транспорта и промышленного оборудования.

Задачи швов в бетонном полу

Когда на пол воздействуют статические и динамические нагрузки, по величине своей приближенные к пределу прочности бетона, на нем могут возникнуть трещины. Изменение температуры окружающей среды вызывает появление внутренних напряжений, которые могут изменять линейные размеры пола.

Существует два способа устройства полов из бетона:

  • на земле;
  • сверху армированных или монолитных перекрытий.

При первом способе напряжения и деформации могут возникать из-за просаживания грунта, а во втором от динамических нагрузок – перемещение технологического транспорта, людей.

Для предотвращения появления трещин и разрушение бетонной стяжки, нарезают специальные деформационные швы, расположение и размеры которых, заложены проектировщиками в чертежах объекта. Швы по факту являются разрезами на определенном расстоянии и необходимой ширины, таким образом, разделяя монолит пола на отдельные блоки. Образовавшиеся швы, заполняют герметиком или другими изоляционными материалами.

Поверх стяжки укладывают необходимое износостойкое покрытие, которое подвержено самому сильному воздействию в процессе эксплуатации. Все элементы и части зданий любого назначения (гражданского, производственного) подвергаются тому или иному воздействию, деформационные швы как раз и служат для нивелировки этого воздействия. Под стяжку можно положить самые разные слои:

  • звукоизоляция;
  • пароизоляция;
  • теплоизоляция;
  • гидроизоляция.

Получается, что пол состоит из нескольких слоев, назначение каждого узкоспециализированно. Функция деформационных швов – нивелировка напряжений возникающих в примыканиях пола к:

  • колоннам;
  • стенам;
  • сточным лоткам;
  • каналам;
  • лестничным клеткам.

Для следующих видов напольных покрытий обязательно делают усадочные и температурные швы:

  • мозаичных;
  • поливинилацететцементно-бетонных;
  • полы из брусчатки;
  • плиточные полы;
  • ксилолитовые полы.

Швы предотвращают вспучивание, не позволяют образовываться трещинам и разрушаться покрытию, а так же, увеличивают стойкость полов к переменным динамическим нагрузкам. Эти способы используются в помещения с большими площадями, например, торговые центры, спортивные сооружения, вокзалы.

Деформационные швы. Виды

Различают четыре типа швов: изоляционные, температурные, усадочные и конструкционные.

Главными процессами, влияющими на проявление эксплуатационных нагрузок, являются – температурные колебания, усадка, повышенная влажность и имеющиеся переменные нагрузки. Швы нивелируют отрицательное влияние от перемещения блоков пола в горизонтальной плоскости и таким образом, увеличивают срок эксплуатации. Зачастую изоляционные температурные и усадочные швы, совпадают. Но, важно чтобы они были устроены на одной линии с деформационными швами бетонных полов.

Читать еще:  Бетон марки в20 характеристики

Температурные швы

В местах примыкания бетонных полов к колоннам, лестницам и прочим элементам конструкции, нарезают разрывы между отдельными блоками. В их функцию входит не допустить передачи деформационных нагрузок от каркаса сооружения и снизить влияние на отдельные блоки из-за перепадов температур.

Усадочные швы

Это заранее оставленные промежутки между блоками бетонного пола. Их делают либо в процессе заливки, либо в процессе схватывания бетона с помощью специальных инструментов. После финишной обработки стяжки, выполняют такую работу. В итоге, получаются блоки бетона, разделенные разрывами. После заливки, бетону дают время на схватывание и усадку. В застывающем бетоне происходит химическая реакция, которая вызывает появление естественных напряжений и, как результат, возможно образование трещин, чтобы избежать этого, устраивают усадочные швы. Они не дают появляться усадочным трещинам в готовой стяжке. Применяется при монолитно-каркасном возведении зданий.

Конструкционные швы

В случае, если работы по заливке бетона будут прерываться на длительный период, делают конструкционные швы. Они позволяют появляться незначительным перемещениям бетона в горизонтальной плоскости. При устройстве стараются сделать так, чтобы конструкционные швы совпали с усадочными и изоляционными. Где и сколько их делать, определяют, учитывая два коэффициента: температурного расширения и усадки. При создании деформационных швов, требуется тщательно подходить к этому процессу и уделять этому должное внимание. Выполняются они, учитывая конструкторские расчеты и от качества их выполнения зависит долговечность и свойства полученных полов. При заполнении швов необходимо применять герметик самого лучшего качества.

Изоляционные швы

Вдоль колонн, фундаментов будущего оборудования и прочих капитальных сооружений – устраивают изоляционные швы. Их функция – изоляция – бетона от предполагаемых сил горизонтального перемещения, которые могут возникнуть в местах контакта стяжки с корпусом или элементами сооружения.

Требования СНиП

Подготовка и проведение работ по бетонному полу, определение необходимого количества швов, их длины – все это оговаривается в нормативной документации по строительным работам. Предварительно выпускается технологическая карта проведения работ, в которой учитываются все, вышеперечисленные моменты:

  • назначение сооружения и помещения, в частности;
  • толщины подстилающего слоя, стяжки и бетон какой марки будет применяться.

В идеальном варианте, при расчетах и проектировании сооружения, инженеры стараются разместить все швы по осям здания, чтобы они совпадали с деформационными швами на стяжке или стыками железобетонных плит.

Швы должны:

  • быть между собою взаимно перпендикулярными;
  • глубина, толщина швов выполнена строго в соответствии с проектом;
  • швы должны быть нарезаны четко в определенный временной промежуток застывания;
  • обязательно соблюдение ширины паза и расстояние между ними;
  • при заделке швов необходимо применять заранее указанные изоляционные смеси.

Устройство деформационных швов: инструкция

Для исключения образования трещин и вспучивания стяжки, после завершения работ по заливке, специальным инструментом необходимо сделать пропилы на глубину до 30% от толщины слоя бетона.

Очередность выполнения работ:

  1. С помощью отбивочного шнура наносится разметка будущих швов;
  2. Инструментом с алмазным кругом делаются пропилы требуемой ширины и на заданную глубину;
  3. Удаляется весь лишний раствор;
  4. С помощью круглошлифовальной машинки убираются все неровности на дне пропила по все длине, здесь применяют проверочный шаблон, изготовленный из двух планок, пропил должен быть глубиной не менее высоты профиля;
  5. Тонким слоем полимербетона убирают ямы, образовавшиеся от перфоратора;
  6. Профили устанавливаются в пропилы, параллельно друг другу и на равном расстоянии, если пренебречь этим этапом, то на следующем будет невозможно смонтировать декоративные накладки;
  7. Выполняется сверление технологических отверстий для будущей фиксации профилей на стяжке;
  8. При помощи пластмассовых дюбелей, устанавливаются и закрепляются алюминиевые профили;
  9. Осуществляется демонтаж установочного комплекта – откручиваются гайки и убираются металлические стяжки;
  10. С одного конца в сторону другого производят укладку эластичной вставки;
  11. На металлических планках имеются специальные выступы для фиксирования, их вдавливают в гибкую вставку, до упора, возникающие перекосы устраняются сразу, в противном случае, в дальнейшем будет затруднен монтаж декоративных накладок;
  12. Монтируются декоративные накладки из металла;
  13. Перед заливкой бетона, монтируется защитный кожух;
  14. -Удаляется защитная пленка с металлических накладок.

Материалы необходимые для проведения работ

Металлические профили, оснащенные резиновыми вставками, устанавливаются одновременно, в ходе процесса заливки бетона, благодаря этому, исключаются другие промежуточные операции – отпадает необходимость в нарезке деформационных швов в готовом бетоне, растет производительность труда бетонщиков. Единственный недостаток этого способа – высокая стоимость.

Если работы производятся в помещении с небольшой площадью, то в качестве уплотнения, применяют резиновый жгут круглого сечения. Он значительно дешевле, но требует более точного пропила.

Существует еще способ – использование профилированных лент из полимеров или специальной резины.

Помимо указанных способов, применяют однокомпонентные и двухкомпонентные силиконовые герметики. Такой вариант допустим в помещениях с небольшими нагрузками на полы.

Деформационные швы значительно снижают риск возникновения трещин, вспучивания и других повреждений готовой стяжки пола.

Цены на бетономешалки

Технология устройства холодных швов при бетонировании, смотрите здесь.

Видео: Как сделать деформационный шов в бетонной отмостке, дорожке и др.:

Деформационные каналы в бетонном полу

Целостность жесткого монолита в условиях действия постоянных и временных нагрузок обеспечивают деформационные швы между отдельными участками и конструкциями. Затвердевшее бетонное основание лишается пластичности, становится хрупким, растрескивается под чрезмерными внутренними напряжениями. Разрушающие воздействия в стяжке возникают по разным причинам (температура, изменения влажности, вибрации, деформация, усадка здания) и устройство шва для их компенсации отличается по расчетным параметрам.

Виды деформационных разрезов

Технические и геометрические характеристики на изготавливаемые швы в бетонных полах промышленных зданий указываются в проекте. Готовность к их нарезке обеспечивается до начала заливки стяжки.

В зависимости от климатической зоны, свойств подстилающего грунта, назначения и площади сооружения деформационный канал соответствует одному из таких типов:

1. Изоляционный. Создает разрыв в местах сопряжения конструкций, больших по площади участков бетона с целью защиты от распространения и накапливания деформационных воздействий в материале. В эту категорию входят температурные и осадочные швы. Они изолируют отдельные блоки от нагрузок, возникающих при большом нагреве или охлаждении, сезонных подвижек грунта, неравномерного смещения горизонтальных и вертикальных элементов здания (стен, колонн, фундаментов оборудования промышленных цехов) в процессе эксплуатации.

Шов устраивается на всю толщину, делая независимыми смежные поверхности, предотвращая от упора и достижения в них критической величины деформирующей нагрузки. Его размер зависит от предельных значений температуры (+/-) в данном регионе, марки бетона и материала соседних конструкций, площади монолитного участка и толщины залитой стяжки. В сейсмически опасных районах пол проектируют с устройством разрезов, в которых гасятся критические колебания грунта. Они сохраняют целыми сооружения и предотвращают растрескивание при резких динамических воздействиях.

2. Усадочный. При больших промышленных площадях технология учитывает неравномерное испарение влаги из различных по высоте слоев. Усадка застывающей массы происходит по-разному, из-за этого в залитом объеме возникают деформирующие усилия, искривляется, трескается лицевая плоскость напольного покрытия в здании. Для получения слабины создаются швы, которые слегка раскрываются при застывании.

Формирование разрыва происходит с помощью уложенной рейки или нарезки по свежей заливке. Для руководства процессом используют заранее составленную схему. Форма отдельного участка по возможности делается квадратной. Длина грани в 24-36 раз больше толщины стяжки. В прямоугольнике соотношение сторон не более 1:1,5. В дорожках шириной от 3 м (максимум 3,6 м) по продольной оси устраивают шов. В узких и вытянутых фрагментах растрескиванию препятствует дополнительное армирование.

3. Конструкционный. В больших промышленных зданиях работы нельзя сделать за 1 раз, редко технология требует длительного круглосуточного процесса. На практике предусматриваются технические перерывы, что дает время схватиться залитому составу. Разный по сроку укладки раствор разделяют швами, которые располагают не ближе 1,5 м к другим видам разрезов. Там, где стяжка должна иметь достаточную целостность, поперек границы заливки в середину слоя укладывают поперечные рейки. Форма соединения старого и нового бетона – «шип-паз».

Требования к швам

Устройство деформационных швов с определенными параметрами описано в СНиП 2.03.03-88. Они обязательны в промышленных зданиях, где возможно колебание температур ниже 0°С. Разметка компенсационных полос проектируется по стыкам ж/б плит перекрытий, специальных разрезов фундаментов (при их наличии), одной линии с осью опорных колонн. Заполняются углубления пластичными полимерами (например, полиуретановой смолой). Геометрические размеры зависят от предельных значений смещений.

Формирование разрыва делают 2 способами:

  1. Механический. Технология пропиливания шва специальными машинами разрешает начинать работу не ранее, чем через 48 ч после бетонирования при выборке алмазными дисками и 4-12 ч для влажной резки. Проникновение в материал стяжки производится на глубину не меньше 30% ее толщины.
  2. Формовочный. В жидкий бетон устанавливают планку, пропитанную водоотталкивающим составом (препятствует адгезии с раствором). После схватывания до прочности, при которой по ней уже можно ходить, рейку удаляют, в полученный шов вносят герметик.

Если покрытие устраивают на прочных ж/б плитах, то разрезы размещаются с шагом 8–12 м. В других случаях расстояние рассчитывают в проекте индивидуально, по характеристикам базового основания, принятой по нагрузке толщины стяжки, прогнозируемых условий эксплуатации пола.

В пространстве деформационные полосы располагают взаимно перпендикулярно, на одном уровне с аналогичными элементами остальных конструкций здания. Для пола с уклоном для стока воды швы делают на отметке водораздела.

Средняя ширина разреза составляет 10 мм. Изоляционные проемы часто выполняют в виде квадрата или круга. У прямоугольных колонн шов разворачивают на 45° по отношению к углам, чтобы на них приходился прямой участок борозды. Нагруженные участки напольного основания, где движется техника, рекомендовано утолщать на 25%.

Особенности технологии резки швов

Технология устанавливает следующие правила:

1. Первоначально нужно сделать пробный шов. Не раньше, чем через 2 ч после выравнивания раствора пробуют резать стяжку. Если наполнитель вырывается целиком, то процедуру проводить еще рано. Камни разрезаются диском, не вываливаясь из общей массы – можно начинать работу.

Читать еще:  Созревание бетона при низких температурах

2. Выборку бетона проводят по разметке, нанесенной мелом. Для точной привязки ведут машину по деревянной рейке шириной 4 см, положенной на линии в качестве ориентира.

3. В жаркую погоду стяжка сохнет быстро, поэтому на больших площадях допустимо прорезать сначала каждый 3 шов. При умеренной погоде процедуру начинают согласно временной последовательности укладки.

4. Шаг разрезов плавно уменьшается от 3,6 до 2,4 м с увеличением толщины.

5. Не допускается Т-образное схождение – это спровоцирует появление трещин в таком месте.

6. Холодные швы со временем расходятся по ширине длительное время. Заполнять их герметиком можно не раньше, чем через 5–6 месяцев. Остальные виды швов разрешено заделать сразу после резания, укладки доборных элементов.

Эффективную герметизацию в бетонном полу дает уплотнительный жгут из вспененного полиэстера. Он сохраняет высокую эластичность при многочисленных циклических колебаниях температуры.

Герметик после затвердевания остается эластичным, защищает от проникновения воды в поры материала. В качестве уплотнения берут материалы на основе резины, ПВХ или полиэтилена. Это профилированная лента, которая называется гидрошпонкой, укладывается в деформационные швы. Сверху проем закрывают профилем из алюминия или стали. В их устройство входит уплотнитель из резины, не пропускающий воду, пыль и грязь. Планка может быть накладной или скрытой (вровень с полом).

Зависимость цены нарезки от условий

На стоимость работ в первую очередь влияет, нарезаются ли швы в процессе изготовления одной подрядной компанией или специалисты приглашаются отдельно. На затраты влияют способ резки, используемое оборудование и цена уплотнителя. Мокрая нарезка уступает в производительности алмазным машинам, но дает экономию денежных вложений. Применяемая технология зависит от прочности основы и отведенных сроков.

Стоимость нарезки может меняться в зависимости от позиционирования покрытия в пространстве. Минимальные расценки на швы в горизонтальном полу, изготовление таких же полос на стенах или потолке стремительно увеличивает общую сумму.

При изучении сметы на нарезку в бетоне нужно обратить внимание на все строки: отдельными позициями могут быть вынесены обеспыливание при работе оборудования, консультации, учет НДС. Рекламный прайс и конечная оплата часто значительно отличаются по итоговой сумме, в том числе в меньшую сторону за счет системы скидок.

Услуга по изготовлению деформационного шва (расчет на 100 м²)ОбъемЦена, без НДС и возможных скидок, руб/м.п.
Резка в горизонтальной плоскостиглубина 0,3-0,5 м360
глубина 0,5-0,8 м480
Заделка шнуром и эластичным износоустойчивым герметиком1230
Резка в вертикальном основании11 200
Резка в бетонном потолке11.800
Использование пылесоса140
Консультация специалиста с выездом11 500
Выезд бригады «вхолостую»15 000
Минимальная стоимость заказа130 000

С каким шагом располагаются температурно-усадочные швы в монолитных железобетонных конструкциях?

Где в нормативной документации искать исчерпывающие требования по устройству температурно-усадочных швов? На что можно сослаться при обосновании разрезки конструкции?

Данный вопрос перенесен с сайта engineerum.com
4 Ответы

СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (основной действующий документ по ЖБК в списке обязательных к применению согласно ПП №1521, исключая гидротехнические СП 40 и СП 41) упоминает температурно-усадочные швы поверхностно: «10.2.3. В конструкциях зданий и сооружений следует предусматривать их разрезку постоянными и временными температурно-усадочными швами, расстояния между которыми назначают в зависимости от климатических условий, конструктивных особенностей сооружения, последовательности производства работ и т.п.»

СП 52-101-2003 в п. 8.2.3 и Пособие к нему (действующие, но не обязательные к применению) в п. 5.5 дублируют эту информацию полностью до буквы.

Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры к СНиП 2.03.01-84 (привязан к неактуализированному документу) в п. 1.19 (1.22) указано, что размеры блоков должны «как правило устанавливаться расчетом». При этом допускается таковой не производить в случае, если «расстояние между температурно-усадочными швами не превышает значений, приведенных в» таблице (таблица прилагается в Пособии).

СП 27.13330.2011 » Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур» (действующий, необязательный к применению) в п. 6.27 также приводит таблицу с предельными значениями размеров блоков. Эту таблицу я бы использовал в первую очередь в качестве ориентира в силу актуализированности документа.

Стоит отметить, что действующие и отмененные нормы и пособия к ним указывают рекомендуемые предельные размеры температурно-усадочных блоков, допустимость превышения которых следует уже обосновывать.

Расчет, подтверждающий способность конструкций воспринимать усилия от усадки и температурных деформаций, вызывает много дискуссий, как собственно большинство вопросов с задачами, требующими значительных упрощений. Можно, например, заглянуть https://www.liraland.ru/forum/forum14/topic775/messages/, чтобы ознакомиться с темой. Методика расчета в целом основана на общефизических законах и их правомерность не отменяется неактулизированностью документа.

В силу последнего считаю, что 1) в случае превышения предельного размера, указанного в Пособии, можно выполнить расчет с учетом температурного перепада и усадки бетона; 2) в случае непревышения такового можно не учитывать влияние этих усилий. В качестве обоснования можно ссылаться на указанные в СП 27.13330.2011 и Пособии к СНиП 2.03.01-84, поскольку СП 63.13330.2012 (действующий и обязательный к применению, в частности его раздел 10) заменил собой СП 52-01-2003, который заменил СНиП 2.03.01-84. С претензиями от экспертов к объектам, размеры блоков которых не превышают предельные значения, о неучете влияния этих воздействий не сталкивался, но, если такой вопрос все-таки встанет ребром, уверен, расчет с учетом таких воздействий успешно подтвердит допустимость.

Деформационный шов

Здравствуйте, уважаемый читатель блога, в статье деформационный шов разберемся, какой он имеет значение в сооружениях, и подробно рассмотрим устройство швов в бетонных полах.

Деформационный шов – необходим для снижения нагрузок на конструкции в зданиях в местах возможных деформаций. От чего возникают деформации, которые проявляются в виде трещин по всему зданию:

  1. Колебание температуры воздуха, нагрев здания от солнца происходит не равномерно и бетон или метал, в одной части расширяется, в другой температура не меняется и происходит деформация.
  2. Сейсмические явления, не большое землетрясение может сломать здание, или треснуть.
  3. Неравномерные осадки грунта, здание может иметь различную этажность и какая то его часть просядает сильнее, какая то медленнее из-за этого появляются трещины на всю высоту стен.

Чтоб избежать трещин делают деформационный шов в зданиях, который разделяет все конструкции на отдельные блоки и проходит по стенам, полам, кровли и в некоторых случаях фундаментов. Деформационные швы делятся на температурные, осадочные, антисейсмические и усадочные.

Если у вас дом не более 10 метров в длину, то не стоит беспокоиться об этих швах и в данной статье я хотел поговорить об устройстве швов в бетонных полах или стяжках.

Деформационные швы в полах

Для чего режут в свежеуложеном бетонном полу швы? Все для того же чтоб избежать трещин. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все видели в полах трещины. Сейчас фирмы занимающиеся производством бетонных полов дают минимум пять лет гарантии на полы.

И производитель не хочет лишний раз приезжать на сделанный когда то объект чтоб отремонтировать трещины. С этой целью в бетонных полах режут усадочные швы, картами в основном 6 на 6 метров. Усадочный шов ослабляет бетонную плиту в месте его нарезки и дает направление трещине в бетоне, которая проявляется при его деформации.

Раньше резали на всех объектах швы, недавно узнал такую фишку, что бетонный пол не режут. Производитель договаривается с заказчиком о том, что когда полы треснут, он приедет и отремонтирует их.

Аргумент такой, что трещины все равно проявятся в других местах. Производителю экономнее отремонтировать трещины, чем потратиться на алмазные диски по бетону, затраты на зарплату рабочим и потом еще раз приехать ремонтировать. Многие заказчики соглашаются.

Что пишут СНиПы о деформационных швах в полах?

10.13. В помещениях, при эксплуатации которых возможны резкие перепады температур (положительная и отрицательная температуры воздуха) в стяжке должны быть предусмотрены деформационные швы, которые должны совпадать с осями колонн, со швами плит перекрытий, деформационными швами в подстилающем слое. Деформационные швы должны быть расшиты полимерной эластичной композицией.

3.14 Устройство деформационных швов рекомендуется выполнять методом пропила бетона подстилающего слоя фрезой на глубину не менее 1/3 толщины бетона через 2 суток твердения. Допускается при устройстве деформационных швов в бетонном подстилающем слое в местах расположения разрывов перед укладкой бетона разместить рейки, обмазанные антиадгезионным составом или обёрнутые рулонным кровельным материалом, которые удаляют после затвердевания бетонной смеси. Образовавшиеся швы заполняют герметизирующими материалами

по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-88 «Полы») МДС 31-1.98

10.5. В бетонных подстилающих слоях полов помещений, при эксплуатации которых возможны резкие перепады температур, предусматривают устройство деформационных швов, располагаемых между собой во взаимно перпендикулярных направлениях на расстоянии 8—12 м.

Деформационные швы в полах должны совпадать с деформационными швами зданий, а в полах с уклонами для стока жидкостей — с водоразделом полов.

Снипы пишут, что надо резать. И обратите внимание, что бетонный пол разрезается через двое суток твердения. Скажу по своему опыту, часто через двое суток бетонные полы не резались на усадочные швы. Разрезали через неделю, а то и под конец объекта все залитые карты полов не зависимо, когда в них укладывали бетон.

После такой нарезки можно было увидеть трещину рядом с нарезанным швом, лучше бы не нарезали тогда.

Кроме усадочных швов в бетонных полах есть тот же деформационный шов, конструктивные или холодные и изоляционные.

Деформационные швы делают согласно проекту, применяют заводские вставки или из двух металлических уголков в промышленных зданиях. В деформационном шве бетон между картами заливок не соприкасается, это отдельные конструкции.

Конструктивные или холодные швы разделяют карты заливок. При производстве бетонных полов на складах надо продумать, как устраивать карты заливок, чтоб холодные швы попадали в зону наименьших нагрузок.

Холодный шов со временем расширяется, все швы усадочные, изоляционные заполняют герметикам через месяц. Так как в течение месяца происходит деформация бетонных плит и швы увеличиваются. Но холодные швы расширяются в течение года, точно объяснить это не могу скорее всего из-за того что бетон набирает прочность в течение года и деформируется наверно столько же.

Читать еще:  Чем клеить пенопласт к бетону?

Изоляционные швы нарезаются в местах нагрузок и возможных деформаций от колонн здания и просадки фундамента. Колонны обрезают ромбом примерно на расстояние 1,5 метра. Перед заливкой бетонного пола конструкции, колонны, стены, которые возможно просядут, обматывают полипропиленом толщиной 1 сантиметр.

Деформационные швы заделают герметикам в несколько этапов, первое нарезают, через два дня после укладки бетона, второе через месяц чистят от пыли, грязи и укладывают велотерм диаметром 5-8 миллиметров и последний этап закрывают герметикам.

Пишите комментарии к данной статье деформационный шов.

Холодный шов при бетонировании: что это такое, устройство рабочих швов, СНиП

Холодный шов при бетонировании выполняют довольно часто при наличии определенных условий и необходимости. Так, в ходе реализации монолитных работ с использованием бетонного раствора заливку производят горизонтально слоями одинаковой толщины. Обычно укладку бетона осуществляют непрерывно, перекрывая слои до схватывания.

Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.

Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.

Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.

По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.

Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.

Причины возникновения

Технология заливки монолита предполагает использование двух методов – непрерывной заливки раствора и укладки картами в виде отдельных блоков. Предпочтительный вариант – использование первого способа, обеспечивающего лучшие условия схватывания и твердения бетона.

  • Ограниченное время рабочих смен, наличие перерывов в работе техники, спецтранспорта.
  • Временные затраты на монтаж арматурных каркасов, лесов, сборку опалубки.
  • Ограничение нагрузок на поверхность, которая еще не набрала достаточную прочность.
  • Бетонирование закладных деталей, вводов коммуникаций.
  • Обеспечение направленных деформаций изделий и элементов при нагружении.
  • Создание первым этапом горизонтальной части конструкции, вторым – вертикальной.
  • Большие перерывы в работе после схватывания раствора.
  • Нехватка опалубки, технологического оборудования, лесов.
  • Недостаточный объем бетона для заливки в один цикл.
  • Недоукомплектованность бригады работников.
  • Малая мощность техники, недостаточная квалификация кадров.

В случаях, когда избежать этого невозможно, швы бетонирования и места их расположения продумывают заранее. Желательно избегать возможности появления спонтанных швов, а заранее согласовывать их с проектировщиком, делать в соответствии с технологическими перерывами, соблюдать технологию. Запрещено выполнение таких стыков в конструкциях, где есть растягивающие усилия.

В чертежах холодный шов бетонирования обозначается выноской с его названием и указанием точных размеров от осей конструкции, здания. Кроме технологических, часто в конструкции делают деформационные швы, основная задача которых – компенсировать усадочные и температурные перемещения монолита бетона.

В получившийся зазор монтируют изоляционные полосы, специальные рейки либо шнуры. Эти стыки также обязательно выносятся на проектный чертеж с обозначением.

Недостатки рабочих швов

Избежать основных минусов обустройства холодных швов можно в случае учета их в проекте и правильного выполнения. Когда же устройство швов не предполагалось, но они получились спонтанно, могут появляться существенные проблемы.

  • В зоне стыка появляется ослабленный участок, что представляет опасность для ответственных и нагруженных конструкций, так как снижается несущая способность.
  • В микротрещины может попадать вода, провоцируя протечки и корродирование арматуры, самого бетона. Зимой вода замерзает и разрушает монолит.
  • Понижение водонепроницаемости, морозостойкости, механической прочности камня.
  • Значительное уменьшение срока эксплуатации конструкции/здания.
  • Наличие заметных дефектов на поверхности монолита.

В зоне стыка на поверхности бетона появляется точка внутренних напряжений с преобладанием растягивающих усилий. Бетон прекрасно работает на сжатие, а вот другие виды нагрузок выдерживает не так легко. Область шва деформируется постепенно, повышая риски разрушения всего здания или конструкции.

Ситуация становится еще более серьезной, если в холодные швы попадает вода. Она вымывает компоненты камня, ускоряет разрушение материала. Особенно это опасно в случаях, когда фундаментный монолит заглублен в почву, также есть риски для резервуаров, гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества из грунта провоцируют химическую коррозию бетона.

Расположение швов по СНиП

Нормы и правила выполнения холодных швов бетонирования прописываются в соответствующих документах. Основное требование такое: независимо от условий, шов не должен стать зоной концентрации напряжения. Расположение стыка должно быть выполнено перпендикулярно оси колонн, балок, любой плиты, других бетонируемых элементов/конструкций.

  • Для отдельных балок с выполнением шва в границах средней трети пролета.
  • Для монолитно объединенных с плитами балок крупных габаритов (стык делают на отметке 20-30 миллиметров ниже поверхности плиты).
  • Для колонн при условии, что стык находится на отметке низа капителей, прогонов, подкрановых балок либо верха фундамента.
  • Для массивов, сводов, арок, резервуаров, сложных конструкций, сооружений, где швы располагают в предусмотренных проектом зонах.
  • Для плоских плит, где шов можно обустроить в любом месте, но исключительно параллельно меньшей стороне плиты.

Идеальный вариант – это когда холодный шов совпадает с положением минимальной (нулевой) поперечной силы в конструкции монолита. Такое место находят при выполнении специальных расчетов (в эпюре сил поперечного типа).

На всех схемах и чертежах стык слоев бетона обозначают пунктиром. Чтобы более четко определить, делают выноску с названием «рабочий шов бетонирования». Схемы, указанные в чертежах, должны быть четко выполнены, изменять положение стыков запрещено. Все рекомендации и нормы указаны в СНиП 3.03.01-87.

Технология устройства

Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

  • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
  • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
  • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
  • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
  • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги.

Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

Рекомендации

Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.

Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.

Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.

  1. Инъектирование цементно-песчаного раствора, силикатными и силоксановыми смесями. Шов заполняют раствором через специальные пакеты под давлением. Компоненты оказываются в структуре бетона, создают непроницаемую для воды мембрану. Актуально для влажных поверхностей.
  2. Использование пенетрирующих смесей, которые проникают вовнутрь. Шов заполняют гидропробкой, затирают пастой гидроизолирующей. Таким образом обычно ремонтируют стены подвалов, трещины на фундаменте, но не используют метод для испытывающих динамические нагрузки конструкций.
  3. Прокладка шнура на основе бетонита и каучука, который впитает влагу и защитит стык.
  4. Использование инъекционного шланга – набухающие неопреновые вставки обеспечат максимальную герметизацию стыка.
  5. Гермитовый профиль – специальная прокладка из пористой резины, которая уплотняет и не дает проникать вовнутрь влаге.

  • Большую адгезию можно обеспечить, обработав затвердевший уже бетон клеевыми, битумными, грунтовочными составами.
  • В условиях высотного домостроения швы делают со специальным армированием – применяются 1 и больше сеток разного типа, двухсторонние шпонки, сделанные из оцинкованной стали.
  • При спонтанном появлении холодных стыков соединения между слоями желательно расшить по периметру и залить герметиком.

Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector